Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 679-680

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (итал. solmisazione; от сло­го­вых назва­ний нот соль и ми), спо­соб рас­пе­ва ме­ло­дий с по­мо­щью ус­лов­ных сло­гов, со­от­вет­ст­вую­щих сту­пе­ням зву­ко­ря­да (гл. обр. диа­то­ни­че­ско­го). Обу­че­ние С. ста­вит це­лью вы­ра­бо­тать на­вык вер­но­го ин­то­ни­ро­ва­ния ме­ло­ди­че­ских ин­тер­ва­лов, вне за­ви­си­мо­сти от аб­со­лют­ной вы­со­ты зву­ка [сим­во­ли­че­ски вы­ра­жен­ной в лат. бу­к­вен­ной но­та­ции (a b c и т. д.), в клас­сич. 5-ли­ней­ной но­та­ции и др.]. В об­щем слу­чае при во­ка­ли­за­ции не­зна­ко­мой ме­ло­дии му­зы­кант, вла­дею­щий на­вы­ком С., счи­ты­ва­ет за­пи­сан­ные но­ты как сло­ги do-re-mi-fa-sol-la-si и сра­зу же вос­про­из­во­дит в пе­нии ин­тер­ва­лы по ра­нее ус­во­ен­но­му ин­то­на­ци­он­но­му шаб­ло­ну. Тот же ме­тод ис­поль­зу­ет­ся для про­пе­ва­ния зна­ко­мой не­под­тек­сто­ван­ной (напр., ин­ст­ру­мен­таль­ной) ме­ло­дии.

«Гвидонова рука». Миниатюра из итальянской рукописи 15 в. Библиотека Бодли (Оксфорд).

Ме­тод С. на ос­но­ве сло­гов ut-re-mi-fa-sol-la пред­ло­жил Гви­до Аре­тин­ский в трак­та­те «По­сла­ние о не­зна­ко­мом рас­пе­ве» (ме­ж­ду 1028 и 1033), ис­поль­зо­вав для этой це­ли гимн Ио­ан­ну Кре­сти­те­лю (сти­хи при­пи­сы­ва­ют­ся Пав­лу Диа­ко­ну, 8 в.). У Гви­до текст гим­на рас­пет так, что­бы на­чаль­ные сло­ги сти­хотв. строк по­па­да­ли на сту­пе­ни вос­хо­дя­ще­го гек­са­хор­да от C («до»). В ру­ко­пи­сях со 2-й пол. 11 в. не­из­вест­ные учё­ные му­зы­кан­ты ста­ли при­ла­гать Гви­до­но­вы сло­ги так­же к вы­со­там G и F, ох­ва­ты­вая тем са­мым весь пев­че­ский зву­ко­ряд мик­со­диа­то­ни­ки (пе­ре­ход из од­но­го гек­са­хор­да в дру­гой с 13 в. ста­ли на­зы­вать му­та­ци­ей). Прак­ти­че­ское обу­че­ние С. осу­ще­ст­в­ля­лось, в ча­ст­но­сти, по ру­ке (как пра­ви­ло, ле­вой): на сус­та­вы и кон­чи­ки паль­цев по спи­ра­ли, за­кру­чен­ной про­тив ча­со­вой стрел­ки, на­но­си­лись над­пи­си-сло­ги. С 12 в. (впер­вые у франц. хро­ни­ста Си­ге­бер­та из Жамб­лу) этот при­ём по­лу­чил назв. manus Guidonis (Гви­до­но­ва ру­ка).

По­сте­пен­но С. по Гви­до­но­ву гек­са­хор­ду ус­ту­пи­ла ме­сто рас­пе­ву геп­та­хор­да (се­ми­сту­пен­но­го зву­ко­ря­да), рас­смат­ри­вав­ше­го­ся как бо­лее ес­те­ст­вен­ный и ло­гич­ный ана­лог зву­ко­ря­дов ев­роп. ла­дов (см. Цер­ков­ные ла­ды). Вве­де­ние сло­га do вме­сто ut для I сту­пе­ни геп­та­хор­да при­пи­сы­ва­ет­ся итал. тео­ре­ти­ку му­зы­ки Дж. Б. До­ни (трак­тат «Но­вое вве­де­ние в му­зы­ку», на франц. яз., 1640), ко­то­рый ввёл слог, за­им­ст­во­ван­ный из сво­его име­ни. VII сту­пень геп­та­хор­да он пред­ла­гал на­зы­вать сло­гом bi (в том же трак­та­те). Слог si для VII сту­пе­ни геп­та­хор­да пред­по­ло­жи­тель­но был по­лу­чен из по­след­не­го сти­ха упо­мя­ну­то­го гим­на Св. Ио­ан­ну (Sancte Iohannes); это но­во­вве­де­ние при­пи­сы­ва­ет­ся итал. тео­ре­ти­ку Л. Дзак­ко­ни (трак­тат «Му­зы­каль­ная прак­ти­ка», 1592).

Су­ще­ст­во­ва­ли и др. ис­то­рич. фор­мы С. Ок. 1550 флам. му­зы­кант Ху­берт Валь­рант раз­ра­бо­тал 7-сту­пен­ную С. со сло­га­ми bo-ce-di-ga-lo-ma-ni. Эту сис­те­му (ко­то­рая ны­не име­ну­ет­ся «бо­це­ди­за­ци­ей», англ. bocedization) в 17 в. про­па­ган­ди­ро­ва­ли влия­тель­ные нем. учё­ные Зет Каль­ви­зий (1556–1615) и его уче­ник Ио­ганн Лип­пий (1585–1612).

Лит.: Ле­бе­дев С. Н. По­сла­ние Гви­до: Зна­комый текст о не­зна­ко­мом рас­пе­ве // На­уч­ный вест­ник Мо­с­ков­ской кон­сер­ва­то­рии. 2015. № 1.

Вернуться к началу