СЕМИНА́РИЯ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕМИНА́РИЯ (от лат. seminarium – рассадник, питомник, от лат. semen, род. п. seminis – семя), тип среднего специального учебного заведения. Наибольшее распространение получили С. для проф. подготовки духовенства (см. в ст. Духовно-учебные заведения) и преподавателей начальной школы (учительские).
Первые учительские С. созданы во Франции (Реймс, 1684) и Пруссии (Галле, 1695). В России первая учительская С. открыта при Моск. ун-те в 1779, она готовила небольшое число преподавателей для Моск. и Казанской гимназий и некоторых пансионов. В 1860-х гг. учительские С. и школы стали самым распространённым типом педагогич. учебного заведения. План их устройства разработан К. Д. Ушинским («Проект учительской семинарии», 1861). В 1863 в Москве открыта учительская С. воен. ведомства, готовившая учителей и воспитателей для прогимназий. Гос. учительские С. получили регулярное развитие по распоряжению министра нар. просвещения с 1872, когда вместо учительских курсов в 5 учебных округах (Петерб., Моск., Казанском, Харьковском и Одесском) создавались С. с 3-летним курсом обучения. По инструкции Мин-ва нар. просвещения 1875 С. представляли собой открытые учебные заведения, принимавшие юношей или девушек из всех сословий, православного исповедания, выдержавших приёмные испытания в объёме программ 2-классных начальных училищ. Для окончивших начальную школу при С. создавались приготовит. классы. С. находились в ведении попечителей учебных округов, управление осуществлялось директором и советом, в который входили все наставники С. и учителя начальных училищ, состоявших при С. для практики воспитанников. В С. преподавались Закон Божий, основы педагогики, рус. и церковнославянский языки, арифметика, основы геометрии, землеведение, черчение, рус. история и сведения по всеобщей истории, география, естествознание, чистописание, пение, ремёсла и гимнастика.
В 1880–90-х гг. функционировало св. 60 С.; в 1904 – 72 С. (7,2 тыс. уч-ся); в 1917 – 174 С. (145 мужских и 29 женских).
В 1870–80-х гг. создавались учительские С. для лиц иных христианских исповеданий и для мусульман. Была открыта Закавказская учительская С. в Гори (Грузия, 1876) с обучением на рус. языке и преподаванием груз., арм. и азерб. языков в качестве учебных предметов; неск. лет ею руководил Д. Д. Семёнов. В 1878 в Дерпте основана С. с обучением на рус. языке, просуществовавшая до 1918 (готовила учителей для школ Прибалтийского края). Татарские учительские С. работали в Казани, Башкирии и в Крыму, чувашская – в Симбирске, казахская – в Оренбурге. В Уфе и Симферополе были созданы татарские учительские школы с 4-летним курсом. Получили распространение также миссионерские православные педагогич. С., где преподавание велось на нац. языках. После 1917 учительские С. были преобразованы в педагогич. курсы, затем в педагогич. техникумы.