Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕМИНА́РИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 731-732

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. О. Толстихина

СЕМИНА́РИЯ (от лат. seminarium – рас­сад­ник, пи­том­ник, от лат. semen, род. п. seminis – се­мя), тип сред­не­го спе­ци­аль­но­го учеб­но­го за­ве­де­ния. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли С. для проф. под­го­тов­ки ду­хо­вен­ст­ва (см. в ст. Ду­хов­но-учеб­ные за­ве­де­ния) и пре­по­да­ва­те­лей на­чаль­ной шко­лы (учи­тель­ские).

Пер­вые учи­тель­ские С. соз­да­ны во Фран­ции (Реймс, 1684) и Прус­сии (Гал­ле, 1695). В Рос­сии пер­вая учи­тель­ская С. от­кры­та при Моск. ун-те в 1779, она го­то­ви­ла не­боль­шое чис­ло пре­по­да­ва­те­лей для Моск. и Ка­зан­ской гим­на­зий и не­ко­то­рых пан­сио­нов. В 1860-х гг. учи­тель­ские С. и шко­лы ста­ли са­мым рас­про­стра­нён­ным ти­пом пе­да­го­гич. учеб­но­го за­ве­де­ния. План их уст­рой­ст­ва раз­ра­бо­тан К. Д. Ушин­ским («Про­ект учи­тель­ской се­ми­на­рии», 1861). В 1863 в Мо­ск­ве от­кры­та учи­тель­ская С. во­ен. ве­дом­ст­ва, го­то­вив­шая учи­те­лей и вос­пи­та­те­лей для про­гим­на­зий. Гос. учи­тель­ские С. по­лу­чи­ли ре­гу­ляр­ное раз­ви­тие по рас­по­ря­же­нию ми­ни­ст­ра нар. про­све­ще­ния с 1872, ко­гда вме­сто учи­тель­ских кур­сов в 5 учеб­ных ок­ру­гах (Пе­терб., Моск., Ка­зан­ском, Харь­ков­ском и Одес­ском) соз­да­ва­лись С. с 3-лет­ним кур­сом обу­че­ния. По ин­ст­рук­ции Мин-ва нар. про­све­ще­ния 1875 С. пред­став­ля­ли со­бой от­кры­тые учеб­ные за­ве­де­ния, при­ни­мав­шие юно­шей или де­ву­шек из всех со­сло­вий, пра­во­слав­но­го ис­по­ве­да­ния, вы­дер­жав­ших при­ём­ные ис­пы­та­ния в объ­ё­ме про­грамм 2-класс­ных на­чаль­ных учи­лищ. Для окон­чив­ших на­чаль­ную шко­лу при С. соз­да­ва­лись при­го­то­вит. клас­сы. С. на­хо­ди­лись в ве­де­нии по­пе­чи­те­лей учеб­ных ок­ру­гов, управ­ле­ние осу­ще­ст­в­ля­лось ди­рек­то­ром и со­ве­том, в кото­рый вхо­ди­ли все на­став­ни­ки С. и учи­те­ля на­чаль­ных учи­лищ, со­сто­яв­ших при С. для прак­ти­ки вос­пи­тан­ни­ков. В С. пре­по­да­ва­лись За­кон Бо­жий, ос­но­вы пе­да­го­ги­ки, рус. и цер­ков­но­сла­вян­ский язы­ки, ариф­ме­ти­ка, ос­но­вы гео­мет­рии, зем­ле­ве­де­ние, чер­че­ние, рус. ис­то­рия и све­де­ния по все­об­щей ис­то­рии, гео­гра­фия, ес­те­ст­во­зна­ние, чис­то­пи­са­ние, пе­ние, ре­мёс­ла и гим­на­сти­ка.

В 1880–90-х гг. функ­цио­ни­ро­ва­ло св. 60 С.; в 1904 – 72 С. (7,2 тыс. уч-ся); в 1917 – 174 С. (145 муж­ских и 29 жен­ских).

В 1870–80-х гг. соз­да­ва­лись учи­тель­ские С. для лиц иных хри­сти­ан­ских ис­по­ве­да­ний и для му­суль­ман. Бы­ла от­кры­та За­кав­каз­ская учи­тель­ская С. в Го­ри (Гру­зия, 1876) с обу­че­ни­ем на рус. язы­ке и пре­по­да­ва­ни­ем груз., арм. и азерб. язы­ков в ка­че­ст­ве учеб­ных пред­ме­тов; неск. лет ею ру­ко­во­дил Д. Д. Се­мё­нов. В 1878 в Дер­пте ос­но­ва­на С. с обу­че­ни­ем на рус. язы­ке, про­су­ще­ст­во­вав­шая до 1918 (го­то­ви­ла учи­те­лей для школ При­бал­тий­ско­го края). Та­тар­ские учи­тель­ские С. ра­бо­та­ли в Ка­за­ни, Баш­ки­рии и в Кры­му, чу­ваш­ская – в Сим­бир­ске, ка­зах­ская – в Орен­бур­ге. В Уфе и Сим­фе­ро­по­ле бы­ли соз­да­ны та­тар­ские учи­тель­ские шко­лы с 4-лет­ним кур­сом. По­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние так­же мис­сио­нер­ские пра­во­слав­ные пе­да­го­гич. С., где пре­по­да­ва­ние ве­лось на нац. язы­ках. По­сле 1917 учи­тель­ские С. бы­ли пре­об­ра­зо­ва­ны в пе­да­го­гич. кур­сы, за­тем в пе­да­го­гич. тех­ни­ку­мы.

Лит.: Ис­то­ри­ко-ста­ти­сти­че­ский очерк об­ще­го и спе­ци­аль­но­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии. СПб., 1883; Ро­ж­де­ст­вен­ский С. В. Ис­то­ри­че­ский об­зор дея­тель­но­сти Ми­ни­стер­ст­ва на­род­но­го про­све­ще­ния (1802–1902). СПб., 1902; Па­уль­сен Ф. Ис­то­ри­че­ский очерк раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния в Гер­ма­нии. М., 1908; Че­хов Н. В. На­род­ное об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии с 60-х гг. XIX в. М., 1912; Ми­жу­ев П. Г. Глав­ные мо­мен­ты в раз­ви­тии За­пад­но-Ев­ро­пей­ской шко­лы. М., 1913; Но­вая шко­ла. 1918. № 7, 8; Па­на­чин Ф. Г. Пе­да­го­ги­че­ское об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии. М., 1979; Очер­ки ис­то­рии шко­лы и пе­да­го­ги­че­ской мыс­ли на­ро­дов СССР: Ко­нец XIX – на­ча­ло XX в. М., 1991.

Вернуться к началу