Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САМОЛЁТНЫЙ СПОРТ

  • рубрика

    Рубрика: Спорт

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 295-296

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




САМОЛЁТНЫЙ СПОРТ, один из ви­дов авиа­ци­он­но­го спор­та. Вклю­ча­ет ус­та­нов­ле­ние авиа­ци­он­ных ре­кор­дов ско­ро­сти, вы­со­ты, даль­но­сти, про­дол­жи­тель­но­сти, ско­ро­подъ­ём­но­сти и гру­зо­подъ­ём­но­сти на са­мо­лё­тах лю­бо­го ти­па; спор­тив­ные со­стя­за­ния на од­но­ме­ст­ных и двух­ме­ст­ных спор­тив­ных и учеб­ных са­мо­лё­тах по выс­ше­му пи­ло­та­жу, а так­же в по­лё­тах по мар­шру­там (т. н. авиа­рал­ли), авиа­гон­ки.

С. с. за­ро­дил­ся в нач. 20 в., ко­гда Ме­ж­ду­на­род­ная авиа­ци­он­ная фе­де­ра­ция (ФАИ) ста­ла про­па­ган­ди­ро­вать со­стя­за­тель­ные по­лё­ты на ЛА. В 1906 близ Па­ри­жа ус­та­нов­ле­ны пер­вые ут­вер­ждён­ные ФАИ ре­кор­ды ско­ро­сти (41,292 км/ч) и даль­но­сти (220 м) по­лё­тов. Воз­ник­но­ве­ние С. с. в Рос­сии свя­за­но с ор­га­ни­за­ци­ей в 1908 в С.-Пе­тер­бур­ге Все­рос. аэ­ро­клу­ба с от­де­ле­ния­ми на Даль­нем Вос­то­ке, в Ир­кут­ске, Орен­бур­ге, Ниж­нем Нов­го­ро­де.

В 1910 в С.-Пе­тер­бур­ге Н. Е. По­пов ус­та­но­вил ми­ро­вые ре­кор­ды про­дол­жи­тель­но­сти (2 ч 4 мин) и вы­со­ты (600 м) по­лё­тов. До 1914 рус. лёт­чи­ки ус­та­но­ви­ли 10 ми­ро­вых ре­кор­дов в разл. дис­ци­п­ли­нах С. с. В СССР раз­ви­тие С. с. свя­за­но с дея­тель­но­стью мас­со­вых доб­ро­воль­ных об­ществ – Об-ва дру­зей воз­душ­но­го фло­та, Осо­авиа­хи­ма, ДОСААФ СССР; Центр. аэ­ро­клу­ба СССР и др. Осо­бой по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись сверх­даль­ние ре­корд­ные бес­по­са­доч­ные пе­ре­лё­ты. В 1937 на самолёте АНТ-25 М. М. Громов, А. Б. Юмашев и С. А. Данилин установили мировой рекорд дальности полёта по замкнутой кривой. Осе­нью 1949 со­стоя­лись пер­вые все­со­юз­ные со­рев­но­ва­ния на аэ­ро­дро­ме Ту­ши­но, ко­то­рые вклю­ча­ли про­грам­му фи­гур выс­ше­го пи­ло­та­жа. В 1959 ос­но­ва­на Фе­де­ра­ция авиац. спор­та СССР; в 1960 она всту­пи­ла в Ме­ж­ду­нар. ко­мис­сию ФАИ по выс­ше­му пи­ло­та­жу. В 1965 соз­да­на Фе­де­ра­ция са­мо­лёт­но­го спор­та СССР (с 1994 Фе­де­ра­ция са­мо­лёт­но­го спор­та Рос­сии).

Один раз в два го­да про­во­дят­ся чем­пио­на­ты ми­ра (с 1960) и чем­пио­на­ты Ев­ро­пы (с 1977). В 1960 ФАИ уч­ре­ж­дён пе­ре­хо­дя­щий приз – Ку­бок Аре­сти (в честь исп. лёт­чи­ка и поч. пре­зи­ден­та ФАИ Х. Аре­сти), при­су­ж­дае­мый аб­со­лют­но­му чем­пио­ну ми­ра по выс­ше­му пи­ло­та­жу в клас­се unlimited (выс­ший уро­вень); пер­вый об­ла­да­тель куб­ка – Т. Кас­та­ньо (1964, Ис­па­ния), вто­рой – В. Д. Мар­темь­я­нов (1966, СССР). В раз­ные го­ды аб­со­лют­ны­ми чем­пио­на­ми мира в этом клас­се ста­но­ви­лись отеч. спорт­сме­ны: Г. Г. Кор­чу­га­но­ва (1966), И. Н. Его­ров и С. Е. Са­виц­кая (1970), В. С. Лец­ко и Л. С. Ле­о­но­ва (1976), В. К. Яи­ко­ва (1978), В. В. Смо­лин (1982), Х. Х. Ма­ка­го­но­ва (1984), Л. Г. Нем­ко­ва (1986), Н. В. Сер­гее­ва (1990), В. Н. Чмаль (1996), С. В. Ка­па­ни­на (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011), ко­то­рая бы­ла на­гра­ж­де­на имен­ной ме­да­лью «100 лет со дня ор­га­ни­за­ции FAI» – как луч­ший пи­лот сто­ле­тия, М. В. Ма­ми­стов (2001), С. С. Рах­ма­нин (2003, 2005).

В 1962 по пред­ло­же­нию Фе­де­ра­ции авиац. спор­та СССР уч­ре­ж­дён Ку­бок им. П. Н. Не­сте­ро­ва для на­гра­ж­де­ния муж­ской нац. ко­ман­ды, за­няв­шей 1-е ме­сто на чем­пио­на­те ми­ра по выс­ше­му пи­ло­та­жу на порш­не­вых са­мо­лё­тах (1960, пер­вый об­ла­да­тель куб­ка – ко­ман­да Венг­рии). Пер­вые Все­мир­ные возд. иг­ры (ор­га­ни­зо­ва­ны ФАИ) со­стоя­лись в 1977; в них при­ня­ли уча­стие св. 1700 спорт­сме­нов бо­лее чем из 60 стран, со­стя­за­ния про­во­ди­лись по 16 авиац. дис­ци­п­ли­нам (сбор­ная Рос­сии за­вое­ва­ла 38 ме­да­лей, из них – 17 зо­ло­тых, 12 се­реб­ря­ных и 9 брон­зо­вых). Чем­пио­на­ты ми­ра и Ев­ро­пы проводятся, чередуясь, 1 раз в 2 года. В 2008 в Но­во­си­бир­ске со­сто­ял­ся пер­вый чем­пио­нат ми­ра по выс­ше­му пи­ло­та­жу на са­мо­лё­тах Як-52 (ко­ман­да РФ ста­ла чем­пио­ном ми­ра, А. А. Бер­ку­тов – аб­со­лют­ным чем­пио­ном).

Самолётный спорт. Петля Нестерова.

Со­рев­но­ва­ния по выс­ше­му пи­ло­та­жу про­во­дят­ся на порш­не­вых од­но­дви­гат. са­мо­лё­тах (в т. ч. в груп­пе), а так­же на пла­нё­рах. Все фи­гу­ры пи­ло­та­жа вы­би­ра­ют­ся из ка­та­ло­га Аре­сти (спра­воч­ни­ка всех пи­ло­таж­ных фи­гур), ут­вер­ждён­но­го ФАИ. С 1991 про­во­дит­ся Ку­бок ми­ра Breitling (с 1997 Гран-при ФАИ) – со­рев­но­ва­ния, в ко­то­рых спорт­сме­ны вы­пол­ня­ют 3–4-ми­нут­ную сво­бод­ную про­грам­му (фри­стайл) под му­зы­ку; в кри­те­рии су­дей­ст­ва вклю­че­на хо­рео­гра­фия. Уп­раж­не­ния ис­пол­ня­ют­ся в ог­ра­нич. воз­душ­ном про­стран­ст­ве (в т. н. пи­ло­таж­ном ку­бе) в пре­делах выс. 100–1000 м, над зем­лёй в квад­ра­те раз­ме­ром 1000×1000 м.

Со­рев­но­ва­ния по авиа­рал­ли вклю­ча­ют мак­си­маль­но точ­ное про­хо­ж­де­ние мар­шру­та, ко­то­рый вы­да­ёт­ся эки­па­жу в ви­де опи­са­ния («ле­ген­ды») и кар­ты с ука­за­ни­ем кон­троль­ных то­чек (со­блю­де­ние точ­но­сти вре­ме­ни их про­хо­ж­де­ния), а так­же с фо­то­гра­фия­ми кон­троль­ных ори­ен­ти­ров (эки­паж дол­жен на­нес­ти их на кар­ту). В за­вер­ше­ние мар­шру­та не­об­хо­ди­мо про­из­ве­сти по­сад­ку в точ­но обо­зна­чен­ном мес­те (со­рев­но­ва­ния на точ­ность при­зем­ле­ния).

Ministry of Foreign affairs of the Republic of Poland Самолётный спорт. «Воздушная гонка» Red Bull.

Авиа­гон­ки (ми­ро­вая се­рия «Воз­душ­ная гон­ка» Red Bull), или со­рев­но­ва­ния по аэ­ро­ба­ти­ке (от аэ­ро- и ак­ро­ба­ти­ка). Вид пи­ло­ти­ро­ва­ния, цель ко­то­ро­го со­сто­ит в про­хо­ж­де­нии слож­ной возд. трас­сы с пре­пят­ст­вия­ми за ми­ним. вре­мя, низ­ко над зем­лёй на ско­ро­сти 400 км/ч и бо­лее. Пи­ло­ты вы­пол­ня­ют за­дан­ную лёт­ную про­грам­му по од­но­му, со­вер­шая кру­тые по­во­ро­ты и про­хо­дя че­рез па­ры спе­ци­аль­но скон­ст­руи­ро­ван­ных пи­ло­нов выс. 20 м, на­зы­вае­мых «воз­душ­ны­ми во­ро­та­ми». Пер­вая гон­ка со­стоя­лась в 2003 в Ав­ст­рии. Пер­вый чем­пио­нат стар­то­вал в 2005 и про­шёл в 7 го­ро­дах ми­ра (при­ня­ли уча­стие 10 пи­ло­тов).

Лит.: Са­мо­лет­ный спорт в СССР / Под ред. С. И. Хар­ла­мо­ва. М., 1978; Ко­ро­вин А. Е., Но­ви­ков Ю. Ф. Прак­ти­че­ская аэ­ро­ди­на­ми­ка и ди­на­ми­ка по­ле­та са­мо­ле­тов Як-52 и Як-55. М., 1989; Авиа­ци­он­ная эн­цик­ло­пе­дия в ли­цах. М., 2007; Пу­ков В. Н. Эн­цик­ло­пе­дия авиа­ции. М., 2013.

Вернуться к началу