Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЁЙСДАЛ ЯКОБ ИСАКС ВАН

Авторы: Н. В. Проказина
Я. ван Рёйсдал. «Ветряная мельница в Вейке близ Дурстеде». 1670. Рейксмюсеум (Амстердам).

РЁЙСДАЛ (Ruisdael, Ruijsdael) Якоб Исакс ван (1628 или 1629, Хар­лем – 10.3.1682, Ам­стер­дам), голл. жи­во­пи­сец, ри­со­валь­щик, гра­вёр. Ве­ро­ят­но, учил­ся у сво­его дя­ди С. ван Рёйс­да­ла. Ок. 1656 пе­ре­ехал в Ам­стер­дам. Отой­дя от уз­кой жан­ро­вой спе­циа­ли­за­ции, ха­рак­тер­ной для голл. пей­за­жи­стов 17 в., Р. пи­сал дю­ны, ле­са, ре­ки, мор. по­бе­ре­жье, сель­ские ви­ды с во­дя­ны­ми мель­ни­ца­ми, по­ля с си­лу­эта­ми мель­ниц и со­бо­ров, па­но­ра­мы го­ро­дов Гол­лан­дии и Гер­ма­нии, ку­да со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие ок. 1650 вме­сте с Н. Бер­хе­мом, по­сле че­го в его твор­че­ст­ве поя­ви­лись мо­ти­вы гор­ных вер­шин с зам­ка­ми и во­до­па­да­ми. В ран­них ра­бо­тах («Дюн­ный пей­заж», 1646, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург) со­хра­ня­ют­ся мо­ти­вы и ко­ло­ри­стич. ре­ше­ния пред­ста­ви­те­лей т. н. то­наль­ной фа­зы в раз­ви­тии голл. пей­за­жа (С. ван Рёйс­дал, Я. ван Гой­ен, П. де Мо­лейн и др.); в них Р. тон­ки­ми ню­ан­са­ми цве­та стро­ит про­стран­ст­во с плав­ны­ми пе­ре­хо­да­ми пла­нов, пе­ре­да­ёт све­то­воз­душ­ную сре­ду. В 1650-е гг. в жи­во­пи­си Р. по­яв­ля­ют­ся слож­ные ком­по­зиц. ре­ше­ния, в ко­то­рых важ­ную роль иг­ра­ет ар­хи­тек­ту­ра, при­даю­щая кар­ти­нам мо­ну­мен­таль­ность и струк­тур­ность, ри­су­нок ста­но­вит­ся бо­лее про­ра­бо­тан­ным и точ­ным, уси­ли­ва­ют­ся дра­ма­тич. эф­фек­ты све­та и те­ни, цве­та ста­но­вят­ся бо­лее на­сы­щен­ны­ми («За­мок Бент­хайм», 1653, Нац. га­ле­рея Ир­лан­дии, Дуб­лин; «Ев­рей­ское клад­би­ще», ок. 1655, Дрез­ден­ская КГ; «Вет­ря­ная мель­ни­ца в Вей­ке близ Дур­сте­де», 1670, Рейк­смю­се­ум, Ам­стер­дам). Всё ча­ще изо­бра­жа­ют­ся пе­ре­ход­ные, пред­гро­зо­вые со­стоя­ния при­ро­ды, дви­же­ние объ­ём­ных об­ла­ков в не­бе. Диа­го­наль­ные рит­мы, мно­жест­вен­ность цве­то­вых пла­нов со­зда­ют ощу­ще­ние ак­тив­но­го дви­же­ния в глубь про­стран­ст­ва. Пле­нэр­ны­ми ка­че­ст­ва­ми от­ли­ча­ют­ся позд­ние кар­ти­ны Р. («Луч све­та», 1670-е гг., Лувр, Па­риж, и др.), сре­ди ко­то­рых мно­го па­но­рам­ных ви­дов Хар­ле­ма (1670-е гг., Ма­у­риц­хёйс, Гаа­га, и др.). Р. ши­ро­ко ис­поль­зо­вал на­тур­ные за­ри­сов­ки – со­хра­ни­лось ок. 130 ра­бот чёр­ным ме­лом (напр., «Лес­ной пей­заж с пру­дом», Рейк­смю­се­ум). До 1655 Р. соз­да­вал офор­ты, из ко­то­рых ны­не из­вест­ны 13 (в т. ч. «Три ду­ба»). Твор­че­ст­во Р. ока­за­ло оп­ре­де­ляю­щее влия­ние на раз­ви­тие голл. пей­за­жа 2-й пол. 17 в.; сре­ди его уче­ни­ков – М. Хоб­бе­ма.

Лит.: Slive S. J. van Ruisdael: A complete cata­logue of his paintings, dawings, and et­chings. New Haven, 2001; idem. J. van Ruisdael: Master of landscape. L., 2005.

Вернуться к началу