Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРА́С СИМОН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Электронная версия:



Авторы: С. Н. Лебедев

КАРА́С (Καράς) Симон (3.6.1903, Стровици, ныне Лепреон, ном Элида – 26.1.1999, Афины), греч. исследователь византийской церковной музыки, фольклорист, теоретик музыки, педагог. С 1921 жил в Афинах, в 1925 окончил юридический факультет Афинского университета. Профессионального музыкального образования не получил. В 1927–30 певчий в афинской церкви Илии Пророка. В 1929 основал Общество распространения народной музыки (Σύλλογος προς Διάδοσιν της Εθνικής Μουσικής; с 1957 государственная Школа народной музыки, с 2009 – Центр исследования и продвижения народной музыки) – учебное заведение и концертное учреждение, в котором преподавал до 1995. В 1938 основал и до 1971 возглавлял отдел народной музыки Греческого радио. Собирал и исследовал старинные певческие рукописи, наиболее ценная – найденная К. в 1939 коллекция автографов Хурмузия Архивариуса (ум. в 1840) – одного из «трёх дидаскалов» (наряду с Хрисанфом Мадитским, ок. 1770–1846, и Григорием Протопсалтом, ок. 1778 – ок. 1821), которую он передал в Национальную библиотеку Греции. Предпринял ряд фольклорных экспедиций в разные регионы Греции, записал (в собственной нотации) ок. 18 тыс. народных песен. С хорами Школы записал 25 дисков народной и византийской музыки в собственной реконструкции.

К. – одна из самых противоречивых личностей в греческом музыкальном мире 20 в. Представители школы К. (Л. Ангелопулос

 >>
, И. Арванитис, Н. Танос и др.) оценивали его вклад в изучение греческой музыки как уникальный и грандиозный; противники (В. Кацифис, К. Зараковитис, Д. Иоаннидис и др.) полностью отрицали научный вклад К., считая его «самозванцем» и «еретиком», предавшим «совершенную» (ἐκτελής) традицию церковного пения. По мнению К., музыкальная нотация, предложенная «тремя дидаскалами» (также «Хрисанфова нотация», или «Новый метод»), неточно передаёт устную традицию. В связи с этим в свои транскрипции традиционных церковных распевов К. ввёл ряд графем, наделив их специальным значением для детальной письменной фиксации «устной» орнаментики
 >>
(в т. ч. орнаментальной микрохроматики
 >>
). Наибольшую полемику вызвала интерпретация т. н. квалитативных невм (των ποιοτικών σημαδιών), которые К. заимствовал непосредственно из старинных византийских рукописей. Итоговый научный труд К.  8-томный «Метод греческой музыки» («Μέθοδος της Eλληνικής Mουσικής»), опубликованный в Афинах в 1982–96.

Лит.: Αγγελόπουλος Λ. Η σημασία της έρευνας και της διδασκαλίας του Σίμωνος Καρά. Αθήνα, 1998.

Вернуться к началу