Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́КЕРЕЛЛ

Авторы: С. Б. Оганджанян

КО́КЕРЕЛЛ (Cockerell) Кристофер Сидни, сэр (4.6.1910, Кембридж – 1.6.1999, Хайт, графство Хэмпшир), британский инженер, изобретатель судна на воздушной подушке. Член Лондонского королевского общества (1967). Окончил инженерный факультет Кембриджского университета (1931), работал в инженерной компании, изучал электронику. В 1935–50 в компании Маркони; внёс большой вклад в развитие авиационных систем радионавигации и систем связи (36 патентов). Получил в наследство лодочную компанию в Норфолке; для привлечения пассажиров попытался увеличить скорость морского судна. В процессе экспериментов сделал вывод, что если судно оптимальным образом поднять из воды, то отсутствие сопротивления эффективно скажется на скорости (т. е. сокращение трения возможно тогда, когда корпус поддерживался бы на воде т. н. воздушной подушкой). В 1953 начал эксперименты в Норфолке; в 1955 получил патент на периферийную сопловую схему для судовой воздушной подушки (принципиально новая конструкция с воздушными струями, нагнетаемыми от окружности днища к его центру, в несколько раз повысила подъёмную силу воздушной подушки), построил действующую модель, назвал судно «hovercraft» («парящий аппарат»). Первое выполненное в полный размер судно на воздушной подушке SR–N1 (Saunders-Roe – Nautical 1), построенное в 1959, пересекло пролив Ла-Манш за 20 мин с пассажирами на борту. Газотурбинные двигатели приводили в движение вентиляторы, которые закачивали воздух в пространство под днищем. Воздушная подушка была огорожена гибкой «юбкой» из прорезиненного материала. Движение вперёд обеспечивали авиационные пропеллеры; судно было очень маневренным, и его скорость могла достигать более 100 км/ч. Большая версия судна могла перевозить более 400 пассажиров и 60 автомобилей. В 1970-х гг. К. интересовался извлечением энергии из морских волн, конструировал гидравлические устройства, которые могли бы в будущем использоваться для производства электроэнергии (подобие приливных электростанций).

Награждён медалью Г. Н. Поттса Института Франклина (США, 1965). Командор ордена Британской империи (1966); посвящён в рыцари (1969).

Вернуться к началу