Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУ́ДНО НА ВОЗДУ́ШНОЙ ПОДУ́ШКЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 393

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

СУ́ДНО НА ВОЗДУ́ШНОЙ ПОДУ́ШКЕ (СВП), суд­но, кор­пус ко­то­ро­го во вре­мя пла­ва­ния от­де­ля­ет­ся от по­верх­но­сти во­ды сло­ем воз­ду­ха, на­гне­тае­мо­го под дни­ще. Умень­ше­ние кон­так­та с во­дой сни­жа­ет со­про­тив­ле­ние во­ды дви­же­нию суд­на и по­вы­ша­ет его ско­рость. Раз­ли­ча­ют СВП ске­го­вые, кор­пу­са ко­то­рых (ске­ги) при дви­же­нии час­тич­но по­гру­же­ны в во­ду, и ам­фи­бий­ные (ам­фи­бии), ко­то­рые пол­но­стью от­ры­ва­ют­ся от во­ды. Ске­го­вые су­да мо­гут дви­гать­ся толь­ко по вод­ной по­верх­но­сти; ис­поль­зу­ют гид­ро­ре­ак­тив­ные дви­жи­те­ли – обыч­но во­до­мё­ты, экс­плуа­ти­ру­ют­ся пре­им. на внутр. вод­ных пу­тях при ско­ро­стях 19–33 уз (35–60 км/ч).

Ам­фи­бия име­ет по все­му пе­ри­мет­ру кор­пу­са гиб­кое ог­ра­ж­де­ние возд. по­душ­ки, что по­зво­ля­ет суд­ну вы­хо­дить на бе­рег, дви­гать­ся над лю­бой по­верх­но­стью, пре­одо­ле­вать не­вы­со­кие пре­пят­ст­вия. Та­кие СВП ис­поль­зу­ют в ка­че­ст­ве дви­жи­те­лей воз­душ­ные вин­ты, раз­ви­ва­ют бо́льшие ско­ро­сти, чем ске­го­вые су­да; ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся как в реч­ных, так и мор. ус­ло­ви­ях (мо­гут экс­плуа­ти­ро­вать­ся при вы­со­те волн до 3,6 м). Важ­ную роль в ста­нов­ле­нии ам­фи­бий­ных су­дов сыг­ра­ло изо­бре­те­ние англ. инж. сэ­ром К. Ко­ке­рел­лом в 1955 со­пло­вой схе­мы соз­да­ния возд. по­душ­ки, при ко­то­рой под ниж­ней кром­кой гиб­ко­го ог­ра­ж­де­ния воз­ни­ка­ет воз­душ­но-струй­ная за­ве­са, ис­те­каю­щая из гиб­ких со­пел и об­ла­даю­щая са­мо­уп­лот­няю­щим свой­ст­вом. Ог­ра­ж­де­ние в ви­де эла­стич­ной под­дни­ще­вой кон­ст­рук­ции слу­жит для об­ра­зо­ва­ния замк­ну­то­го про­стран­ст­ва, по­зво­ляю­ще­го ог­ра­ни­чить ис­те­че­ние воз­ду­ха, по­да­вае­мо­го на­гне­та­те­ля­ми – цен­тро­беж­ны­ми или осе­вы­ми вен­ти­ля­то­ра­ми.

Вернуться к началу