СУ́ДНО НА ВОЗДУ́ШНОЙ ПОДУ́ШКЕ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУ́ДНО НА ВОЗДУ́ШНОЙ ПОДУ́ШКЕ (СВП), судно, корпус которого во время плавания отделяется от поверхности воды слоем воздуха, нагнетаемого под днище. Уменьшение контакта с водой снижает сопротивление воды движению судна и повышает его скорость. Различают СВП скеговые, корпуса которых (скеги) при движении частично погружены в воду, и амфибийные (амфибии), которые полностью отрываются от воды. Скеговые суда могут двигаться только по водной поверхности; используют гидрореактивные движители – обычно водомёты, эксплуатируются преим. на внутр. водных путях при скоростях 19–33 уз (35–60 км/ч).
Амфибия имеет по всему периметру корпуса гибкое ограждение возд. подушки, что позволяет судну выходить на берег, двигаться над любой поверхностью, преодолевать невысокие препятствия. Такие СВП используют в качестве движителей воздушные винты, развивают бо́льшие скорости, чем скеговые суда; широко применяются как в речных, так и мор. условиях (могут эксплуатироваться при высоте волн до 3,6 м). Важную роль в становлении амфибийных судов сыграло изобретение англ. инж. сэром К. Кокереллом в 1955 сопловой схемы создания возд. подушки, при которой под нижней кромкой гибкого ограждения возникает воздушно-струйная завеса, истекающая из гибких сопел и обладающая самоуплотняющим свойством. Ограждение в виде эластичной подднищевой конструкции служит для образования замкнутого пространства, позволяющего ограничить истечение воздуха, подаваемого нагнетателями – центробежными или осевыми вентиляторами.