Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОРТА́Л

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 180

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Ермолович

ПОРТА́Л в ин­фор­ма­ти­ке (от англ. portal – глав­ный вход, во­ро­та), круп­ный веб-сайт или служ­ба Ин­тер­не­та, пре­дос­тав­ляю­щие поль­зо­ва­те­лям ин­фор­ма­ци­он­ные ре­сур­сы и сер­ви­сы (элек­трон­ную поч­ту, по­ис­ко­вые сис­те­мы, но­во­ст­ные лен­ты, фо­ру­мы и др.). Струк­тур­но П. вклю­ча­ет в се­бя ин­фор­мац., пре­зен­тац. и адм. час­ти. В ос­но­ве П. ле­жит ин­фор­мац. часть, обес­пе­чи­ваю­щая его на­пол­не­ние по­лез­ным со­дер­жа­ни­ем; пре­зен­та­ци­он­ная – «от­ве­ча­ет» за пред­став­ле­ние со­дер­жа­ния в же­лае­мой фор­ме и ор­га­ни­за­цию на­ви­га­ции с учё­том тре­бо­ва­ний кон­крет­но­го поль­зо­ва­те­ля; ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная – за ре­ги­ст­ра­цию, ау­тен­ти­фи­ка­цию (про­це­ду­ра про­вер­ки под­лин­но­сти, напр. про­вер­ка под­лин­но­сти поль­зо­ва­те­ля пу­тём срав­не­ния вве­дён­но­го им па­ро­ля с па­ро­лем в ба­зе дан­ных поль­зо­ва­те­лей) и управ­ле­ние поль­зо­ва­те­ля­ми П., а так­же реа­ли­зу­ет сбор ста­ти­сти­ки и при­ви­ле­ги­ро­ван­ный дос­туп для управ­ле­ния пор­та­лом.

Ин­те­рес к П. свя­зан с взрыв­ным рос­том по­пу­ляр­но­сти Ин­тер­не­та (кон. 1990-х гг.) и рез­ким скач­ком чис­лен­но­сти не­про­фес­сио­наль­ных поль­зо­ва­те­лей ин­тер­нет-брау­зе­ров, для ко­то­рых, как пра­ви­ло, пер­вым ша­гом во Все­мир­ную пау­ти­ну ста­но­вил­ся П. про­вай­де­ра ус­луг дос­ту­па в Ин­тер­нет (напр., America Online).

Раз­ли­ча­ют П. пуб­лич­ные (те­ма­тич., кон­тент­ные, об­ра­зо­ват., ши­ро­ко­го про­фи­ля, аг­ре­га­то­ры и др.), функ­цио­ни­рую­щие на ос­но­ве ин­тер­нет-служб и до­с­туп­ные всем поль­зо­ва­те­лям, имею­щим ин­тер­нет-дос­туп, и кор­по­ра­тив­ные П., ра­бо­таю­щие на ос­но­ве кор­по­ра­тив­ных се­те­вых служб и дос­туп­ные толь­ко поль­зо­ва­те­лям оп­ре­де­лён­ных ор­га­ни­за­ций и пред­при­ятий. Те­ма­тич. П. (напр., пор­тал го­сус­луг РФ http://www.gosuslugi.ru/) кон­со­ли­ди­ру­ют ре­сур­сы сход­ной те­ма­тич. на­прав­лен­но­сти, чем зна­чи­тель­но об­лег­ча­ют по­иск тре­буе­мой ин­фор­ма­ции ли­бо ус­лу­ги. Кон­тент­ные П. пре­дос­тав­ля­ют удоб­ный дос­туп к ком­пь­ю­тер­ным иг­рам, ху­дож. филь­мам, кни­гам и иным фор­мам кон­тен­та (англ. content – со­дер­жа­ние); при этом до­пол­ни­тель­но поль­зо­ва­тель име­ет воз­мож­ность оз­на­ко­мить­ся с те­ма­тич. под­бор­кой но­во­стей, под­пи­сать­ся на рас­сыл­ку уве­дом­ле­ний по ин­те­ре­сую­щим его во­про­сам и т. д. Об­ра­зо­ват. П. ори­ен­ти­ро­ва­ны на пре­дос­тав­ле­ние ус­луг по дис­тан­ци­он­но­му обу­че­нию и вклю­ча­ют в се­бя как учеб­ные ма­те­риа­лы (тек­сты лек­ций, пре­зен­та­ции, элек­трон­ные вер­сии учеб­ни­ков), так и сред­ст­ва кон­тро­ля по­лу­чен­ных зна­ний (тес­ты, оп­рос­ни­ки). П. ши­ро­ко­го про­фи­ля (напр., «Yahoo!», «Ян­декс», «Mail.ru», MSN) обыч­но вклю­ча­ют дос­та­точ­но раз­но­пла­но­вую ин­фор­ма­цию: свод­ку по­след­них но­во­стей в ми­ре и ре­гио­нах, про­гноз по­го­ды и за­гру­жен­ность до­рог, кур­сы ва­лют и ак­ций, ссыл­ки для вхо­да в поч­ту, фо­ру­мы и со­ци­аль­ные се­ти, рек­лам­ные объ­яв­ле­ния и по­иск то­ва­ров, оп­ро­сы мне­ния по­се­ти­те­лей П., дос­туп к ло­каль­ной ли­бо гло­баль­ной по­ис­ко­вой ма­ши­не (часть по­ис­ко­вой сис­те­мы) и др. П., спе­циа­ли­зи­рую­щие­ся на объ­е­ди­не­нии од­но­род­ной ин­фор­ма­ции, ино­гда на­зы­ва­ют аг­ре­га­то­ра­ми; напр., но­во­ст­ной аг­ре­га­тор со­би­ра­ет в еди­ную лен­ту но­во­сти с не­сколь­ких но­во­ст­ных сай­тов, а по­ис­ко­вый аг­ре­га­тор вы­пол­ня­ет по­иск при по­мо­щи не­сколь­ких по­ис­ко­вых ма­шин од­но­вре­мен­но. Кор­по­ра­тив­ные П. ис­поль­зу­ют­ся для дву­на­прав­лен­ной свя­зи ру­ко­во­д­ства с со­труд­ни­ка­ми, ос­ве­ще­ния но­во­стей и со­бы­тий ком­па­нии, ин­те­гра­ции с внут­ри­кор­по­ра­тив­ны­ми со­ци­аль­ны­ми се­тя­ми, по­ис­ка в ло­каль­ной се­ти и са­мо­обу­че­ния со­труд­ни­ков. При тес­ной ин­те­гра­ции П. в кор­по­ра­тив­ную ин­фра­струк­ту­ру он так­же ис­поль­зу­ет­ся для под­держ­ки разл. биз­нес-про­цес­сов, напр. для об­слу­жи­ва­ния и са­мо­об­слу­жи­ва­ния со­труд­ни­ков (ус­лу­ги сис­тем­но­го ад­ми­ни­ст­ри­ро­ва­ния, за­каз до­ку­мен­тов из от­де­ла кад­ров и пр.), для хра­не­ния и управ­ле­ния дос­ту­пом к ра­бо­чим до­ку­мен­там и др.

Лит.: Web portals: the new gateways to In­ter­net information and services / Ed. by A. Tatnall. Hershey, 2005.

Вернуться к началу