Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕРУ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 30

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПЕРУ́Н (др.-рус. Пе­рунъ), в слав. ми­фо­ло­гии бог гро­зы и гро­ма. Культ П., как и близ­ко­го к не­му Пер­ку­на­са (Пер­кон­са) в балт. ми­фо­ло­гии, вос­хо­дит к куль­ту бо­га-гро­мов­ни­ка у ин­до­ев­ро­пей­цев, быв­ше­го по­кро­ви­те­лем вои­нов и во­ен. пред­во­ди­те­лей. У сла­вян культ П. но­сил дру­жин­ный ха­рак­тер и про­ти­во­пос­тав­лял­ся «на­род­но­му» куль­ту «скоть­е­го бо­га» Ве­ле­са. Князь Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич в сво­ей ре­лиг. ре­фор­ме 980 по­ста­вил П. во гла­ве пан­те­о­на, во­дру­зив на Ста­ро­ки­ев­ской го­ре его де­рев. «ку­мир», «а гла­ву его среб­ре­ну, а ус злат» («По­весть вре­мен­ных лет»). Пред­став­ле­ние о П. как о бо­ро­да­том не­мо­ло­дом муж­чи­не сбли­жа­ет его ико­но­гра­фию с об­раза­ми скан­ди­нав­ских Оди­на и То­ра. П. свя­зы­вал­ся с ог­нём и во­дой, го­рой и кам­нем, ду­бом, не­бом, ко­нём или ко­лес­ни­цей (с при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ст­ва эти чер­ты час­тич­но пе­ре­шли на об­раз про­ро­ка Илии); его ору­жи­ем пред­став­ля­лись ка­мень, стре­ла, то­пор. Жен­ским со­ответ­ст­ви­ем П. (ве­ро­ят­но, пер­во­на­чаль­но до­че­рью-жри­цей), воз­мож­но, вы­сту­па­ла уча­ст­ни­ца об­ря­да вы­зы­ва­ния до­ж­дя – пе­пе­ру­да. Имя П. от­ра­же­но в на­зва­нии свя­ти­ли­ща Пе­рынь.

Лит.: Ива­нов В. В., То­по­ров В. Н. Пе­рун // Ми­фы на­ро­дов ми­ра. 2-е изд. М., 1988.

Вернуться к началу