Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕДАГОГИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО

Авторы: И. В. Зубков

ПЕДАГОГИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО при Мо­с­ков­ском уни­вер­си­те­те, од­но из круп­ней­ших на­уч­но-пе­да­го­гич. и про­све­ти­тель­ных об­ществ в Рос­сии. Соз­да­но в 1898 по ини­циа­ти­ве П. Г. Ви­но­гра­до­ва груп­пой про­фес­со­ров Моск. ун-та (85 чел.). Фак­ти­че­ски за­ня­ло ме­сто Моск. к-та гра­мот­но­сти, за­кры­то­го Мин-вом нар. про­све­ще­ния в 1896. Пред­се­да­те­ли со­ве­та П. о.: Ви­но­гра­дов (1898–1902), Н. А. Умов (1902–03), К. А. Ан­д­ре­ев (1903–04). Чле­на­ми об-ва бы­ли гл. обр. учи­те­ля на­чаль­ных и сред­них школ, ди­рек­то­ра, на­чаль­ни­цы и ин­спек­то­ра сред­них учеб­ных за­ве­де­ний Мо­ск­вы (все­го 568 чел. в 1898, 1158 чел. в 1901, 1663 чел. в 1903). Со­стоя­ло из от­де­ле­ний: рус. яз. и сло­вес­но­сти (пред. – С. Г. Смир­нов), ис­то­рии (С. П. Мо­рав­ский), ес­теств. на­ук (М. П. Вар­ра­ва), гео­гра­фии (Д. Н. Ану­чин), ма­те­ма­ти­ки (Б. К. Млод­зе­ев­ский), фи­зи­ко-хи­мич. на­ук (Умов), но­вых язы­ков (Р. Ф. Брандт), по на­чаль­ным учи­ли­щам (О. П. Ге­ра­си­мов), по се­мей­но­му вос­пи­та­нию (Д. Д. Га­ла­нин), ре­лиг.-нравств. об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния (Н. А. Еле­он­ский).

Об-во пред­ло­жи­ло уп­разд­нить «клас­си­цизм» (пре­об­ла­да­ние в учеб­ном кур­се лат. и др.-греч. язы­ков) в гим­на­зи­ях (осу­ще­ст­в­ле­но в 1901–03), ус­та­но­вить пре­ем­ст­вен­ность на­чаль­ной и сред­ней шко­лы, раз­ра­бо­та­ло про­ект ре­ор­га­ни­за­ции гор. учи­лищ по По­ло­же­нию 1872 (его осн. идеи реа­ли­зо­ва­ны в за­ко­не о выс­ших на­чаль­ных учи­ли­щах 1912), вы­сту­пи­ло с идея­ми соз­да­ния ор­га­ни­за­ций ро­ди­те­лей уча­щих­ся – по­пе­чи­тельств о сред­ней шко­ле (осу­ще­ст­в­ле­но в 1905–06 при соз­да­нии ро­ди­тель­ских ко­ми­те­тов) и вве­де­ния кол­ле­ги­аль­ных по­пе­чи­тельств с уча­сти­ем кре­сть­ян и пред­ста­ви­те­лей земств при на­чаль­ных учи­ли­щах (раз­ре­ше­но в 1907). Об­ра­зо­ва­ло ко­мис­сию для раз­ра­бот­ки про­ек­та об уп­ро­ще­нии рус. ор­фо­гра­фии (1899), вы­сту­пи­ло с хо­да­тай­ст­вом об об­ра­зо­ва­нии та­кой ко­мис­сии при Мин-ве нар. про­све­ще­ния (со­зда­на при Пе­терб. АН в 1904).

Ко­мис­сия П. о. по уст­рой­ст­ву об­ще­об­ра­зо­ват. экс­кур­сий (пред. – А. М. Ми­ро­нов) вы­сту­пи­ла од­ним из пио­не­ров в ор­га­ни­за­ции учеб­ных экс­кур­сий для уча­щих­ся в Рос­сии, с 1902 – и для учи­те­лей. Ко­мис­сия по уст­рой­ст­ву чте­ний для уча­щих­ся (А. Д. Ал­фё­ров) про­во­ди­ла на­уч. лек­ции. С 1901 об-во уст­раи­ва­ло цик­лы пуб­лич­ных лек­ций в Моск. ун-те, в 1902 для это­го бы­ло соз­да­но Лек­ци­он­ное бю­ро (С. Г. Смир­нов). В 1903 в гим­на­зии им. Г. П. Ше­ла­пу­ти­на от­крыт по­сто­ян­ный от­дел Пе­да­го­гич. му­зея Пе­да­го­ги­чес­ко­го об­щест­ва.

С на­ча­лом «Бан­кет­ной кам­па­нии» 1904 П. о. ста­ло од­ним из цен­тров оп­по­зи­ции в Мо­ск­ве. Его воз­гла­вил при­ват-до­цент Н. А. Рож­ков; из со­ста­ва об-ва вы­шла боль­шая груп­па про­фес­со­ров – Ф. Е. Корш, А. П. Ле­бе­дев, Л. М. Ло­па­тин, М. К. Лю­бав­ский, М. А. Мен­збир, кн. С. Н. Тру­бец­кой, Н. А. Умов, И. В. Цве­та­ев и др. П. о. вы­дви­ну­ло про­грам­му ре­форм в об­лас­ти про­све­ще­ния, став­шую плат­фор­мой пе­да­го­гич. дви­же­ния: сре­ди них – пе­ре­да­ча школ в ру­ки са­мо­управ­ляю­щих­ся кор­по­ра­ций пе­да­го­гов, за­ме­на адм. над­зо­ра за учеб­ны­ми за­ве­де­ния­ми об­ществ. кон­тро­лем, явоч­ный по­ря­док ор­га­ни­за­ции уч­ре­ж­де­ний об­ра­зо­ва­ния и про­све­ще­ния, от­ме­на прав и при­ви­ле­гий (льгот по во­ин­ской по­вин­но­сти и др.) для вы­пу­ск­ни­ков сред­них учеб­ных за­ве­де­ний, вве­де­ние в них со­вме­ст­но­го обу­че­ния маль­чи­ков и де­во­чек. С мар­та 1905 при­зы­ва­ло пе­да­го­гов под­дер­жать уча­ст­ни­ков школь­ных бес­по­ряд­ков. В за­се­да­ни­ях об-ва уча­ст­во­ва­ли неск. со­тен уча­щих­ся, сту­ден­тов и ра­бо­чих, не­смот­ря на за­прет пуб­лич­ных об­щих со­б­ра­ний. В ап­ре­ле об­щие со­б­ра­ния за­пре­ще­ны ми­ни­ст­ром внутр. дел; рас­сле­до­ва­ние дея­тель­но­сти П. о., пред­при­ня­тое по тре­бо­ва­нию имп. Ни­ко­лая II, окон­чи­лось без­ре­зуль­тат­но. За­кры­то по по­ста­нов­ле­нию СМ от 31.7(13.8).1907 по­сле то­го, как вы­ра­зи­ло рез­кий про­тест про­тив вос­ста­нов­ле­ния пе­ре­вод­ных эк­за­ме­нов в гим­на­зи­ях (не­смот­ря на за­прет моск. ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра ка­сать­ся это­го во­про­са). Пе­да­го­гич. му­зей об-ва пе­ре­дан Учеб­но­му от­де­лу Об­ще­ст­ва рас­про­стра­не­ния тех­ни­че­ских зна­ний.

Ис­точн.: От­чет о дея­тель­но­сти Пе­да­го­ги­че­ско­го об­ще­ст­ва… за [1898/9–1904 год]. М., [1899–1904]; Во­про­сы вос­пи­та­ния и обу­че­ния. Тру­ды Пе­да­го­ги­че­ско­го об­ще­ст­ва… М., 1900–1904. Вып. 1–2.

Лит.: Са­вич А. Л. Пе­да­го­ги­че­ское об­ще­ст­во при Мо­с­ков­ском уни­вер­си­те­те // Вест­ник Мо­с­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Сер. Ис­то­рия. 1953. № 10; Ай­зен­берг А. Я. Пе­да­го­ги­че­ское об­ще­ст­во при Мо­с­ков­ском уни­вер­си­те­те в пе­ри­од ре­во­лю­ции 1905–1907 гг. // Со­вет­ская пе­да­го­ги­ка. 1955. № 1; Зуб­ков И. В. Пе­да­го­ги­че­ские ор­га­ни­за­ции // Са­мо­ор­га­ни­за­ция рос­сий­ской об­ще­ст­вен­но­сти в по­след­ней тре­ти XVIII – на­ча­ле XX в. М., 2011.

Вернуться к началу