Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕВЦО́В ИЛЛАРИОН НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 498-499

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




И. Н. Певцов в роли Павла I («Павел I» Д. С. Мережковского).

ПЕВЦО́В Ил­ла­ри­он Ни­ко­лае­вич [25.11 (7. 12).1879, м. Ан­то­поль Грод­нен­ской губ., ны­не аг­ро­го­ро­док Бре­ст­ской обл. – 25.10.1934, Ле­нин­град], рос. ак­тёр, нар. арт. РСФСР (1932). В 1899 окон­чил Па­не­веж­ское ре­аль­ное уч-ще; ра­бо­тая чер­тёж­ни­ком в лес­ни­че­ст­ве (Виль­на), де­бю­ти­ро­вал в спек­так­ле труп­пы Я. В. Ор­ло­ва-Чуж­би­ни­на «Же­нить­ба» Н. В. Го­го­ля (роль Ста­ри­ко­ва). В 1902 окон­чил Муз.-дра­ма­тич. уч-ще Моск. фи­лар­мо­нич. об-ва и под­пи­сал кон­тракт на лет­ний се­зон с Об-вом нар. раз­вле­че­ний (Ка­ран­ды­шев, Мар­га­ри­тов – «Бес­при­дан­ни­ца», «Позд­няя лю­бовь» А. Н. Ост­ров­ско­го). С осе­ни 1902 в Труп­пе рус. дра­ма­тич. ар­ти­стов под рук. А. С. Ко­ше­ве­ро­ва и В. Э. Мей­ер­холь­да (с 1903 Т-во но­вой дра­мы под рук. Мей­ер­холь­да) в про­вин­ции: Ранк («Но­ра» Г. Иб­се­на), царь Фё­дор («Царь Фё­дор Ио­ан­но­вич» А. К. Тол­сто­го), Ка­зи­мир («Снег» С. Пши­бы­шев­ско­го), Фирс, Че­бу­ты­кин («Виш­нё­вый сад», «Три се­ст­ры» А. П. Че­хо­ва), Ро­берт («Празд­ник при­ми­ре­ния» Г. Га­упт­ма­на) и др. В 1905 в Сту­дии на По­вар­ской под рук. К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Мей­ер­холь­да (Мо­ск­ва). В 1906–08 в Ко­ст­ро­ме ру­ко­во­дил труп­пой, при­няв­шей назв. Т-во но­вой дра­мы. Сре­ди ро­лей: Гроз­ный («Смерть Ио­ан­на Гроз­ного» А. К. Тол­сто­го), Шей­лок, Мак­бет («Ве­не­ци­ан­ский ку­пец», «Мак­бет» У. Шек­спи­ра), Франц Мо­ор («Раз­бой­ни­ки» Ф. Шил­ле­ра). За­тем вы­сту­пал в разл. те­ат­рах про­вин­ции (князь Мыш­кин – «Иди­от» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му, Шток­ман – «Враг на­ро­да» Иб­се­на, Яу – «Шлюк и Яу» Га­упт­ма­на, Фе­дя Про­та­сов – «Жи­вой труп» Л. Н. Тол­сто­го). В 1915–20 в Моск. дра­ма­тич. те­ат­ре Су­хо­доль­ских (с 1919 Гос. по­ка­за­тель­ный те­атр): Стра­хов («Горсть пе­п­ла» И. А. Но­ви­ко­ва), Арак­че­ев («Алек­сандр I» Д. С. Ме­реж­ков­ско­го) и др. На­чав с ам­п­луа нев­ра­сте­ни­ка, уже в ран­них ро­лях про­де­мон­ст­ри­ро­вал склон­ность к соз­да­нию об­ра­зов лю­дей со слож­ной пси­хо­ло­ги­ей, стрем­ле­ние к ост­рым, утон­чён­но рез­ким под­роб­но­стям ха­рак­те­ри­сти­ки. Раз­но­об­ра­зие ин­то­на­ци­он­но­го ри­сун­ка ро­ли, вы­ра­зи­тель­ная ми­ми­ка и пла­сти­ка, мас­тер­ст­во пе­ре­во­пло­ще­ния оп­ре­де­ля­ли свое­об­ра­зие твор­че­ст­ва П.; ог­ром­ное зна­че­ние в его иг­ре при­об­ре­та­ли на­сы­щен­ные внутр. жиз­нью пау­зы. На ру­бе­же 1910–1920-х гг. вре­мя от вре­ме­ни про­дол­жал иг­рать в про­вин­ци­аль­ных и сто­лич­ных ан­тре­при­зах, а так­же во МХАТе (Фред­рик­сен – «У жиз­ни в ла­пах» К. Гам­су­на), 1-й Сту­дии МХАТ (МХАТе 2-м) (Лир – «Ко­роль Лир» Шек­спи­ра, Кня­зев – «Рас­то­чи­тель» Н. С. Лес­ко­ва), в моск. Те­ат­ре МГСПС (Го­род­ни­чий – «Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля). С 1925 в Ле­нингр. ака­де­мич. те­ат­ре дра­мы: Пуш­кин («Пуш­кин и Дан­тес» В. В. Ка­мен­ско­го), Кру­тиц­кий, Выш­нев­ский («Не бы­ло ни гро­ша, да вдруг ал­тын», «До­ход­ное ме­сто» Ост­ров­ско­го), Отел­ло («Отел­ло» Шек­спи­ра), Па­вел I («Па­вел I» Ме­реж­ков­ско­го; по­ста­нов­ка П.), Тар­тюф («Тар­тюф» Моль­е­ра), проф. Бо­ро­дин («Страх» А. Н. Афи­но­ге­но­ва) и др. В ки­но с 1916. Снял­ся в филь­мах: «Про­дан­ная сла­ва», «Не убий», «Ста­рость Ле­ко­ка», «Юли­ан-от­ступ­ник» («Смерть бо­гов»), «По­бе­ди­те­ли но­чи», «Чу­до», «Ча­па­ев» и др. С 1916 пре­по­да­вал в Мо­ск­ве: в Сту­дии Те­ат­ра им. В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской, Те­ат­раль­ной сту­дии С. В. Ай­да­ро­ва, Сту­дии Моск. дра­ма­тич. те­ат­ра; в 1920–22 – ди­рек­тор и пре­по­да­ва­тель сту­дии «Мо­ло­дые мас­те­ра», сре­ди уче­ни­ков – Б. А. Ба­боч­кин, Г. Н. Ва­силь­ев [см. Ва­силь­е­вы (бр. Ва­силь­е­вы)].

Лит.: Цим­бал С. Твор­че­ская судь­ба Пев­цо­ва. Л.; М., 1957; Мар­ков П. А. О те­ат­ре: В 4 т. М., 1974; И. Н. Пев­цов. Ли­те­ра­тур­но-те­ат­раль­ное на­сле­дие. Вос­по­ми­на­ния о Пев­цо­ве. М., 1978.

Вернуться к началу