Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРО́СКО ХОСЕ КЛЕМЕНТЕ

Авторы: В. С. Шарина

ОРО́СКО (Orozco) Хо­се Кле­мен­те (23.11.1883, Сью­дад-Гус­ман, штат Ха­ли­ско – 7.9.1949, Ме­хи­ко), мекс. жи­во­пи­сец, гра­фик, один из ос­но­ва­те­лей на­цио­наль­но­го му­ра­лиз­ма. Учил­ся в Ака­де­мии Сан-Кар­лос в Ме­хи­ко (1908–14). Уча­ст­ник Мек­си­кан­ской ре­во­лю­ции 1910–17; в 1917–1919 и 1927–34 жил в США. Чл. «Син­ди­ка­та ре­во­люц. жи­во­пис­цев, скульп­то­ров и гра­вё­ров». На­чи­нал как ка­ри­ка­ту­рист и гра­фик (се­рия «Мек­си­ка в ре­во­лю­ции», 1913–17). В пер­вых мо­ну­мен­таль­ных рос­пи­сях О. (двор Нац. под­го­то­вит. шко­лы, 1922–24, 1926–27; совм. с Д. Ри­ве­рой, Д. Си­кей­ро­сом и др.; «Дом из­раз­цов», 1925, оба – в Ме­хи­ко) на­ме­ти­лись осн. те­мы и тен­ден­ции его твор­че­ст­ва – стрем­ле­ние фи­ло­соф­ски ос­мыс­лить мекс. дей­ст­ви­тель­ность и судь­бы Лат. Аме­ри­ки в це­лом, по­ка­зать дра­ма­тизм ре­во­лю­ции. Во фре­сках О. про­сле­жи­ва­ет­ся влия­ние итал. Про­то­ре­нес­сан­са, их от­ли­ча­ют ла­ко­низм и экс­прес­сия об­ра­зов, обоб­щён­ность форм, яс­ность ком­по­зи­ции; вме­сте с тем они про­дол­жа­ют те­ма­ти­ку его ран­ней гра­фи­ки. На про­тя­же­нии все­го твор­че­ст­ва О. про­дол­жал об­ли­чать ложь и на­си­лие, бу­ду­чи убе­ж­дён­ным, что «доб­ро долж­но быть во­ин­ст­вен­ным». Во фре­ске «Про­ме­тей» (1930, По­мо­на-кол­ледж в Клэр­мон­те, штат Ка­ли­фор­ния, США) скла­ды­ва­ет­ся ха­рак­тер­ный для О. ком­по­зиц. при­ём со­пос­тав­ле­ния уве­ли­чен­ной в мас­шта­бе фи­гу­ры-сим­во­ла и мя­ту­щей­ся мас­сы лю­дей.

Х. К. Ороско. Роспись купола в капелле госпиталя епископа Кабаньяса в Гвадалахаре (в центре – композиция «Человек огня»). 1938–39.

В это вре­мя несколько ме­ня­ет­ся и жи­во­пис­ная ма­не­ра ху­дож­ни­ка: ма­зок ста­новит­ся бо­лее экс­прес­сив­ным. По­сле по­езд­ки в Ев­ро­пу в 1931 О. воз­вра­ща­ет­ся в США. В цик­ле рос­пи­сей в Б-ке Бей­ке­ра Дар­тмут-кол­лед­жа в Ха­но­ве­ре (штат Нью-Гэмп­шир, 1932–34), раз­ви­вая идеи сво­их ран­них фре­сок, О. да­ёт своё ис­тол­ко­ва­ние со­ци­аль­но-ис­то­рич. про­блем Лат. Аме­ри­ки. В рос­пи­си «Ка­тар­сис» во Двор­це изящ­ных ис­кусств в Ме­хи­ко (1934) О. раз­ви­ва­ет те­му совр. ма­ши­не­рии. По­ле­ми­зи­руя с Ри­ве­рой и др. ху­дож­ни­ка­ми, вос­пе­ваю­щи­ми тех­нич. про­гресс, он упо­доб­ля­ет ма­ши­ну ко­лос­саль­ной мя­со­руб­ке, пе­ре­ма­лы­ваю­щей че­ло­ве­ка. На­зва­ние фре­ски как бы да­ёт ключ к её про­чте­нию: очи­ще­ние по­сред­ст­вом ос­мыс­ле­ния и со­пе­ре­жи­ва­ния. В кон. 1930-х гг. О. ра­бо­та­ет в Гва­да­ла­ха­ре, соз­да­ёт рос­пи­си в зда­нии Ун-та, во Двор­це пра­ви­тель­ст­ва (1936–37) и в ка­пел­ле гос­пи­та­ля еп. Ка­бань­я­са (Ка­вань­я­са; 1938–39). Ком­по­зиц. ос­но­ва фре­ско­во­го ан­самб­ля ка­пел­лы – на­ве­ян­ные ре­аль­но­стью дра­ма­тич. сце­ны, ко­то­рые ста­но­вят­ся как бы «под­но­жи­ем» для рас­поло­жен­ных в ку­поль­ном про­стран­ст­ве сим­во­лов сти­хий и ком­по­зи­ции «Че­ло­век ог­ня»; в этом эпич. про­из­ве­де­нии спла­ви­лись во­еди­но сим­во­лы жиз­ни, со­бы­тия со­вре­мен­но­сти и ис­то­рич. па­но­ра­ма Мек­си­ки. Для позд­них ра­бот О. ха­рак­тер­ны мощ­ная ди­на­ми­ка жи­во­пис­ных масс, пре­дель­ная на­сы­щен­ность ко­ло­ри­та, об­раз­ный гро­теск [фре­ски в зда­ни­ях Вер­хов­но­го су­да (1936–41), гос­пи­та­ля Хе­сус-На­са­ре­но (1942–44, на те­мы Апо­ка­лип­си­са), Нац. му­зея ис­то­рии во двор­це Ча­пуль­те­пек (1948, все – в Ме­хи­ко)]. Во фре­ске «На­цио­наль­ная ал­ле­го­рия» (1947–48) на внеш­ней сте­не Нац. шко­лы учи­те­лей в Ме­хи­ко О. впер­вые при­ме­ня­ет но­вый для мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си ма­те­ри­ал – си­ли­кон; вслед за Си­кей­ро­сом он ис­поль­зу­ет в стан­ко­вой жи­во­пи­си пи­рок­си­лин. Так­же соз­да­вал мно­го­числ. ли­то­гра­фии, ри­сун­ки, ил­лю­ст­ра­ции (к ро­ма­ну «Те, кто вни­зу» М. Асу­элы, 1929, и др.). В 1951 в Гва­да­ла­ха­ре от­крыт Му­зей-мас­тер­ская ху­дож­ни­ка.

Соч.: Autobiografia. Austin, 1962.

Лит.: Fernández J. Orozco: forma e idea. Мéх., 1956; Кос­те­не­вич АГ. Х. К. Оро­ско. Л., 1969; Cardoza у Aragón L. Orozco. Мéх., 1974; Hurlburt LP. The Mexican muralists in the United States. Albuquerque, 1989; Roch­fort D. Mexican muralists: Orozco, Rivera and Siqueiros. L., 1993; González Mello R. J. C. Oroz­co: La pintura mural Mexicana. Мх., 1997; Anreus A. Orozco in Gringoland: the years in New York. Albuquerque, 2001.

Вернуться к началу