Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НУРАЛИ́ БЯШИМ ЮСУПОВИЧ

Б. Ю. Нурали. Портрет Халиджи («Ковровщица»). 1926. Музей искусства народов Востока (Москва).

НУРАЛИ́ (Nurali) Бя­шим Юсу­по­вич [4(16). 1.1900, Аш­ха­бад – 2.1.1965, пос. Дар­ва­за, ныне Ахал­ско­го ве­лая­та], туркм. жи­во­пи­сец, нар. худ. Туркм. ССР (1947). Ро­дил­ся в се­мье бат­ра­ка. Учил­ся в Удар­ной шко­ле ис­кусств Вос­то­ка в Аш­ха­ба­де (1921–23) у Р. М. Ма­зе­ля и А. П. Вла­ды­чу­ка, во Вху­теи­не в Мо­ск­ве (1926–1930) у П. В. Куз­не­цо­ва. Ав­тор порт­ре­тов (в т. ч. порт­ре­тов-ти­пов) – ма­те­ри (1925, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств Турк­ме­нии, Аш­ха­бад), Ха­лид­жи («Ков­ров­щи­ца», 1926, Му­зей иск-ва на­ро­дов Вос­то­ка, Мо­ск­ва), сы­на (1960, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств Турк­ме­нии), «Под­ру­ги» (1957, ГТГ) и др. Соз­дал ряд жан­ро­вых кар­тин («Турк­мен­ский ста­рый быт», 1927, «Сбор ви­но­гра­да», 1929, обе – Му­зей иск-ва на­ро­дов Вос­то­ка; «Воз­вра­ще­ние», 1948, «Бах­ши сре­ди ча­ба­нов», 1964, обе – Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств Турк­ме­нии). В ран­них про­из­ве­де­ни­ях со­зер­ца­тель­ность, тор­жеств. ста­тич­ность пер­со­на­жей, ко­ло­рит, близ­кий гам­ме туркм. ков­ра, на­прав­ле­ны на соз­да­ние идеа­ли­зи­ро­ван­ных нар. об­ра­зов. В позд­них ра­бо­тах Н. ус­лож­нял ком­по­зи­цию, стре­мил­ся к вы­яв­ле­нию ин­ди­ви­ду­аль­ных ха­рак­те­ри­стик.

Лит.: Ха­ла­мин­ский Ю. Б. Ну­ра­ли – ху­дож­ник и по­эт // Ис­кус­ст­во. 1967. № 7; По­пов П. В. Б. Ну­ра­ли. Ашх., 1982.

Вернуться к началу