Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ЗЕЛЬ РУВИМ МОИСЕЕВИЧ

Р. М. Мазель. «Продажа Иосифа». 1931. Музей искусства народов Востока (Москва).

МА́ЗЕЛЬ Ру­вим (Илья) Мои­сее­вич [12(24).1.1890, Ви­тебск – 4.6.1967, Мо­ск­ва], рос. жи­во­пи­сец и гра­фик. Учил­ся в Ви­теб­ске в шко­ле ри­со­ва­ния и жи­во­пи­си Ю. М. Пэ­на (сер. 1900-х гг.), в С.-Пе­тер­бур­ге – в Ри­со­валь­ной шко­ле ОПХ (1907–09) и в АХ; в мас­тер­ской гра­вё­ра П. Халь­ма в Мюн­хе­не (1910–14). В 1914 вер­нул­ся в Мо­ск­ву, был мо­би­ли­зо­ван (1915) и на­прав­лен на вост. фронт, в Крас­но­водск, за­тем в Аш­ха­бад. Во вре­мя пре­бы­ва­ния в Турк­ме­нии (до 1923) сфор­ми­ро­вал­ся как ху­дож­ник-ори­ен­та­лист; в сво­ём иск-ве со­еди­нил чер­ты ор­на­мен­таль­но­го и кра­соч­но­го сти­ля нар. твор­че­ст­ва с не­ко­то­ры­ми приё­ма­ми ев­роп. аван­гар­диз­ма: се­рии (ак­ва­рель, гу­ашь) «Узо­ры пер­сид­ско­го го­ро­да» (1916–1918), «Шах­сей-Вах­сей» (1922), «Во­круг ков­ра» (1925–26), «Степь го­во­рит» (1920-е гг.; вклю­ча­ет тек­сты и сти­хи в про­зе); гра­фич. лис­ты «Му­зы­кант» (1928, Ка­ра­кал­пак­ский му­зей ис­кусств, Ну­кус) и др. В аль­бом «Ков­ро­вые сказ­ки» (1920–25), за­пе­чат­лев­ший быт турк­мен, во­шли так­же «пре­ди­сло­вия к фор­ме» и эс­се о туркм. ху­дож. куль­ту­ре. В 1921–22 вы­пол­нил фре­ски «Ста­рая и но­вая Турк­ме­ния» для Аш­ха­бад­ско­го об­ко­ма пар­тии (совм. с А. П. Вла­ды­чу­ком; не сохр.; ва­ри­ант – центр. пан­но «Крас­ный джи­гит», 1922, Ка­ра­кал­пак­ский му­зей ис­кусств). Со 2-й пол. 1920-х гг. М. об­ра­тил­ся к жи­во­пи­си («Ста­рый Аш­ха­бад», 1930, Му­зей иск-ва на­ро­дов Вос­то­ка, Мо­ск­ва; «У ко­лод­ца», 1932, ГТГ, и др.), ис­пол­нил ряд ра­бот на биб­лей­ские те­мы («Ков­чег За­ве­та и де­мо­ны», 1944, ГТГ); оформ­лял кни­ги Р. Ки­п­лин­га и И. Г. Эрен­бур­га. Пре­по­да­вал в Удар­ной шко­ле ис­кусств Вос­то­ка в Аш­ха­ба­де (1920–23); сре­ди уче­ни­ков – Ну­ра­ли.

Лит.: Ап­чин­ская Н. В. Р. Ма­зель. М., 2004.

Вернуться к началу