МА́ЗЕЛЬ РУВИМ МОИСЕЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́ЗЕЛЬ Рувим (Илья) Моисеевич [12(24).1.1890, Витебск – 4.6.1967, Москва], рос. живописец и график. Учился в Витебске в школе рисования и живописи Ю. М. Пэна (сер. 1900-х гг.), в С.-Петербурге – в Рисовальной школе ОПХ (1907–09) и в АХ; в мастерской гравёра П. Хальма в Мюнхене (1910–14). В 1914 вернулся в Москву, был мобилизован (1915) и направлен на вост. фронт, в Красноводск, затем в Ашхабад. Во время пребывания в Туркмении (до 1923) сформировался как художник-ориенталист; в своём иск-ве соединил черты орнаментального и красочного стиля нар. творчества с некоторыми приёмами европ. авангардизма: серии (акварель, гуашь) «Узоры персидского города» (1916–1918), «Шахсей-Вахсей» (1922), «Вокруг ковра» (1925–26), «Степь говорит» (1920-е гг.; включает тексты и стихи в прозе); графич. листы «Музыкант» (1928, Каракалпакский музей искусств, Нукус) и др. В альбом «Ковровые сказки» (1920–25), запечатлевший быт туркмен, вошли также «предисловия к форме» и эссе о туркм. худож. культуре. В 1921–22 выполнил фрески «Старая и новая Туркмения» для Ашхабадского обкома партии (совм. с А. П. Владычуком; не сохр.; вариант – центр. панно «Красный джигит», 1922, Каракалпакский музей искусств). Со 2-й пол. 1920-х гг. М. обратился к живописи («Старый Ашхабад», 1930, Музей иск-ва народов Востока, Москва; «У колодца», 1932, ГТГ, и др.), исполнил ряд работ на библейские темы («Ковчег Завета и демоны», 1944, ГТГ); оформлял книги Р. Киплинга и И. Г. Эренбурга. Преподавал в Ударной школе искусств Востока в Ашхабаде (1920–23); среди учеников – Нурали.