Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НО́РРЧЁПИНГ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 337-338

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Чиркова

НО́РРЧЁПИНГ (Norrköping), го­род на юго-вос­то­ке Шве­ции, в ле­не Эс­тер­гёт­ланд. Рас­по­ло­жен на р. Му­та­ла, ме­ж­ду оз. Глан и бух­той Бро­ви­кен Бал­тий­ско­го мо­ря. Нас. 84,4 тыс. чел. (2013, с при­го­ро­да­ми св. 130 тыс. чел.). С кон. 2000-х гг. в ре­зуль­та­те ак­тив­ной ин­те­гра­ции (в т. ч. эко­но­ми­че­ской и на­уч­ной) с г. Лин­чёпинг (в 40 км к юго-за­па­ду от Н.) фор­ми­ру­ет­ся по­ли­цен­три­че­ская аг­ло­ме­ра­ция Норр­чё­пинг – Лин­чё­пинг (или «го­ро­да-близ­не­цы Шве­ции») с на­се­ле­ни­ем ок. 500 тыс. чел. (чет­вёр­тая по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния аг­ло­ме­ра­ция в стра­не). Важ­ный транс­порт­ный узел. Че­рез Н. про­хо­дят гл. ж.-д. ма­ги­ст­раль Шве­ции Сток­гольм – Маль­мё, круп­ные трансъ­ев­ро­пей­ские ав­то­ма­ги­ст­ра­ли (в т. ч. со­еди­ня­ют сев. и юж. рай­оны стра­ны). Мор­ской порт. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт.

Норрчёпинг. Музей Труда на острове Лаксхольмен. Здание 1917.

По­се­ле­ния на мес­те совр. Н. су­ще­ст­во­ва­ли с ка­мен­но­го ве­ка. С 13 в. из­вес­тен как ры­бац­кий по­сё­лок на р. Му­та­ла, с 14 в. – под совр. назв. (в пе­ре­во­де со швед. яз. – «ры­ноч­ное мес­теч­ко на се­ве­ре»). С нач. 14 в. поль­зо­вал­ся ря­дом гор. при­ви­ле­гий, в 1384 по­лу­чил гор. пра­во по гра­мо­те Альб­рех­та Мек­лен­бург­ско­го. На­хо­дил­ся в зо­не Эн­гельб­рек­та Эн­гельб­рект­со­на вос­ста­ния 1434–36. В пе­ри­од Сев. се­ми­лет­ней вой­ны (см. Дат­ско-швед­ские вой­ны 16–19 вв.), в дек. 1567, ме­сто сра­же­ний дат. и швед. войск, го­род был раз­граб­лен и со­жжён. В 1580-е гг. по при­ка­зу Юха­на III по­стро­ен за­мок Норр­чё­пин­гс­хус, став­ший цен­тром куль­тур­ной жиз­ни го­ро­да. В 1604 ме­сто со­зы­ва рик­сда­га, при­знав­ше­го Кар­ла IX ко­ро­лём Шве­ции и ус­та­но­вив­ше­го ус­ло­вия по­жа­ло­ва­ния дво­ря­нам ко­рон­ных зе­мель (Норр­чё­пинг­ский ре­цесс; на прак­ти­ке не вы­пол­нял­ся). В 1604–18 центр вла­де­ний Юха­на, гер­цо­га Эс­тер­гёт­ланд­ско­го. В рам­ках эко­но­мич. и во­ен. ре­форм Гус­та­ва II с 1-й пол. 17 в. раз­ви­вал­ся как центр му­ко­моль­но­го, ору­жей­но­го и ла­тун­но­го про­из-ва, ор­га­ни­зо­ван­но­го голл. пред­при­ни­ма­те­лем Л. Де Ге­ром. В сер. 17 в. один из круп­ней­ших го­ро­дов Шве­ции. В 1655 по­стра­дал от круп­но­го по­жа­ра. В 1719 сго­рел в ре­зуль­та­те на­па­де­ния рус. га­лер­но­го фло­та в хо­де Се­вер­ной вой­ны 1700–21. С 1-й пол. 18 в. центр та­бач­ной и са­хар­ной пром-сти. В 1800 ме­сто ко­ро­на­ции Гус­та­ва IV. С 19 в. в Н. по­лу­чи­ла раз­ви­тие тек­стиль­ная пром-сть («Шведский Ман­че­стер»; су­кон­ное, шер­стя­ное, чу­лоч­ное про­из-во) и де­ре­во­обра­бот­ка, с кон. 19 в. так­же су­до­строе­ние (верфь в Н. ос­но­ва­на в 1841). В 1822 и 1826 вновь по­стра­дал от по­жа­ров, по­сле че­го в Н. бы­ло за­пре­ще­но строи­тель­ст­во де­рев. зда­ний. В 1866 со­еди­нён же­лез­ной до­ро­гой с г. Кат­ри­не­хольм, в 1872 – с г. Лин­чё­пинг. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны, в ию­не 1916, на рей­де Н. си­лы рос. Бал­тий­ско­го фло­та (в их со­ста­ве – крей­сер «Рю­рик») ата­ко­ва­ли герм. кон­вой, пе­ре­во­зив­ший же­лез­ную ру­ду из Шве­ции. До сер. 20 в. ос­та­вал­ся од­ним из круп­ней­ших пром. цен­тров Шве­ции, в 1940–50-е гг. воз­ник­ли пред­при­ятия по вы­пус­ку элек­тро­тех­нич. про­дук­ции. В 1956–62 по­стро­ен ка­нал (Лин­дё-ка­нал), об­лег­чив­ший вход в порт Н. круп­ным ко­раб­лям. Во 2-й пол. 20 в. пе­ре­жи­вал эко­но­мич. труд­но­сти, свя­зан­ные с кри­зи­сом в тек­стиль­ной пром-сти и за­кры­ти­ем боль­шин­ст­ва круп­ных пред­при­ятий (св. 80% за 1950–70-е гг.).

Ос­но­ва ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­ки цен­тра го­ро­да за­ло­же­на в 1640-е гг. На центр. пл. Тюс­ка-тор­гет (Нем. ры­нок) рас­по­ло­же­ны: лю­те­ран­ская ц. Св. Яд­ви­ги (1670–73, баш­ня – 1693–95), по­стро­ен­ные в сти­ле мо­дерн ча­ст­ный банк Эс­тер­гётлан­да (1899–1902, арх. Г. Вик­ман), Гранд-отель (1906) и Ра­ту­ша c вы­со­кой баш­ней (1907–10, арх. И. Г. Кла­сон). Так­же со­хра­ни­лись руи­ны кре­по­сти Йо­хан­нис­борг с над­врат­ной баш­ней (1613–39), ба­роч­ная ц. Св. Ола­фа (1765–1767, арх. К. Крон­стед), ком­плек­сы фаб­рик – бу­маж­ной (баш­ня Холь­мен, 1750) и ткац­кой (2-я пол. 19 в.). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. по­строе­ны так­же си­на­го­га (1858), ж.-д. во­кзал в сти­ле нео­ре­нес­санс (1866, арх. А. Эдельс­верд), те­атр в сти­ле мо­дерн (1903–08, арх. А. Ан­дер­берг), нео­го­тич. ц. Св. Ио­ан­на (1904–06). На сев.-зап. ок­раи­не го­ро­да, в рай­оне Вост. Эне­бю, – цер­ковь 12 в. (рос­пи­си 15 в.).

В Н. – Швед. ме­тео­ро­ло­гич. и гид­ро­ло­гич. ин-т (SMHI; 1874, совр. назв. с 1945, с 1975 в Н.). Фи­ли­ал Ун-та Лин­чё­пин­га. Гор. б-ка (зда­ние – 1971).

Н. – один из важ­ней­ших но­вых куль­тур­ных цен­тров Шве­ции. С 1990-х гг. в цен­тре го­ро­да соз­дан му­зей­но-вы­ста­воч­ный ком­плекс «Ин­ду­ст­ри­аль­ный ланд­шафт» (на ос­но­ве от­рес­тав­ри­ро­ван­ных зда­ний быв. фаб­рик, скла­дов, тех­нич. со­ору­же­ний). Один из круп­ней­ших му­зе­ев го­ро­да – Му­зей Тру­да (рас­по­ло­жен на о. Лакс­холь­мен, в быв. тек­стиль­ной фаб­ри­ке, 1917; се­ми­уголь­ное в пла­не зда­ние по­лу­чи­ло назв. «утюг»), вклю­ча­ет му­зей по­ли­тич. ка­ри­ка­ту­ры Эвер­та Кар­лс­со­на. Сре­ди др. му­зе­ев (все­го ок. 20): ху­до­же­ст­вен­ный (ос­но­ван в 1946, совр. назв. с 1980; жи­во­пись и скульп­ту­ра 18–21 вв.; од­на из круп­ней­ших в Шве­ции кол­лек­ций гра­фи­ки), го­род­ской (1981; в по­ме­ще­ни­ях быв. ткац­кой фаб­ри­ки, один из наи­бо­лее со­хра­нив­ших­ся па­мят­ни­ков пром. ар­хи­тек­ту­ры Шве­ции 19 в.), хо­ло­диль­но­го обо­ру­до­ва­ния KVN (2004), му­зей под от­кры­тым не­бом Фер­гар­гор­ден (вос­соз­да­ны кра­силь­ни 18 в.), Холь­менс (в зда­нии быв. де­ре­во­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щей фаб­ри­ки; во­зоб­нов­лён про­цесс про­из-ва бу­ма­ги нач. 20 в.), птиц «На­ту­ра­ри­ум». Ин­те­рак­тив­ный на­уч­но-му­зей­ный центр (с 2010; вклю­ча­ет на­уч. ла­бо­ра­то­рии, учеб­ные от­де­ле­ния, ин­тер­ак­тив­ные вы­став­ки на­уч. дос­ти­же­ний и др.). Те­атр «Эс­тгё­та­теа­терн» и др. Еже­год­но про­во­дят­ся фольк­лор­ный фес­ти­валь (в ав­гу­сте), ки­но­фес­ти­валь «Флим­мер» и др. Зна­чит. часть го­ро­да за­ни­ма­ют пар­ки и зе­лё­ные зо­ны.

Наи­бо­лее по­пу­ляр­ные ви­ды спор­та – фут­бол (9 клу­бов из разл. ди­ви­зио­нов швед. чем­пио­на­та стра­ны), бас­кет­бол, хок­кей с шай­бой, спид­вей, пла­ва­ние, рег­би. Фут­боль­ный клуб «Норр­чё­пинг» (ос­но­ван в 1897) 12 раз вы­иг­ры­вал чем­пио­нат стра­ны (в 1943–89) и 6 раз ста­но­вил­ся об­ла­да­те­лем Куб­ка Шве­ции (1943–1994); при­ни­ма­ет со­пер­ни­ков на ста­дио­не «Ид­рот­тс­пар­кен» (св. 17 тыс. мест).

Ос­но­ва эко­но­ми­ки го­ро­да – сфе­ра ус­луг (за­ня­то ок. 80% ра­бо­таю­щих, нач. 2010-х гг.), гл. обр. тор­гов­ля (роз­нич­ная и оп­то­вая), со­ци­аль­ные ус­лу­ги, транс­порт­ные и ло­ги­сти­че­ские. В Н. – ряд круп­ных тор­го­вых цен­тров; раз­ви­та мел­ко­роз­нич­ная тор­гов­ля (мно­го­числ. бу­ти­ки, ан­тик­вар­ные и ре­мес­лен­ные лав­ки, «бло­ши­ные» и фер­мер­ские рын­ки). Ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся сек­тор ин­фор­ма­ци­он­ных, те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных и ме­диа-тех­но­ло­гий, креа­тив­ный биз­нес (про­из-во ди­зай­нер­ских оде­ж­ды, пред­ме­тов оби­хо­да, ме­бе­ли и др.). Дей­ст­ву­ют: На­уч. парк Н. [NOSP; ок. 100 ком­па­ний, спе­циа­ли­зи­рую­щих­ся в об­лас­ти ИТ и те­ле­ком­му­ни­ка­ций, кон­сал­тин­га, эко­ло­гич. экс­пер­ти­зы (в т. ч. один из круп­ней­ших ра­бо­то­да­те­лей го­ро­да кон­церн WSP – экс­пер­ти­за и ме­недж­мент при­род­ных и стро­ит. объ­ек­тов), раз­ра­бот­ки тех­но­ло-

гий по ох­ра­не здо­ро­вья и ок­ру­жаю­щей сре­ды (вклю­чая пе­ре­ра­бот­ку пром. и бы­то­вых от­хо­дов) и др.], Биз­нес-ин­ку­ба­тор LEAD. Гру­зо­обо­рот мор. пор­та Н. ок. 4 млн. т и ок. 100 тыс. кон­тей­не­ров ДФЭ в год; вы­воз гл. обр. бу­ма­ги, цел­лю­ло­зы, пи­ло­ма­те­риа­лов, зер­на; ввоз неф­ти и неф­те­про­дук­тов (име­ет­ся 3 неф­тя­ных тер­ми­на­ла). Важ­ный ло­ги­стич. узел (неск. круп­ных рас­пре­де­ли­тель­но-склад­ских ком­плек­сов, в т. ч. «Stadium», 32 тыс. м2). Н. – по­пу­ляр­ный центр рек­реац. ту­риз­ма, гл. обр. вод­но­го (ка­та­ние на ях­тах, ка­ноэ; осн. объ­ек­ты – ост­ро­ва в бух­те Бро­ви­кен и Гё­та-ка­на­ла, в 5 км юж­нее Н.), и шопинг-ту­риз­ма.

В об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти вы­де­ля­ют­ся про­из-во бу­ма­ги, та­ры и упа­ков­ки (пред­при­ятия ком­па­ний «Holmen AB», «Billerud Skärblacka AB»), бы­то­вой элек­тро­тех­ни­ки («Whrilpool Sweden AB»). Про­из-во ор­то­пе­дич. из­де­лий, ко­ля­сок, кос­ты­лей и др. для лю­дей с ог­ра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми (ком­па­ния «Otto Bock Scandinavia AB»).

В 10 км к югу от Н. рас­по­ло­жен двор­цо­вый ком­плекс Лёф­стад: за­мок (17 в.), парк (18 в.).

Лит.: Lindgren G. The Norrköping textile in­du­stries. P., 1963; Norrköpings historia. Stockh., 1965–1976. Bd 1–6; Gejvall-Seger B. Boken om Norrköping. Stockh., 1978; Malmberg A. Stad i nöd och lust: Norrköping 600 år. Norr­köping, 1983.

Вернуться к началу