Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«НО́ВЫЙ РОМА́Н»

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 252-253

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




«НО́ВЫЙ РОМА́Н» (франц. «nouveau roman»), те­че­ние во франц. про­зе кон. 1940-х–1970-х гг. При­вер­жен­цы «Н. р.» про­воз­гла­си­ли ра­ди­каль­ный раз­рыв с тра­ди­ция­ми ро­ма­на баль­за­ков­ско­го ти­па и, от­ка­зав­шись от прин­ци­па жиз­не­по­до­бия, фа­бу­лы, пси­хо­ло­гич. мо­ти­ви­ро­вок и об­ри­сов­ки ха­рак­те­ров, об­ра­ти­лись к опи­са­нию обо­соб­лен­ных мо­мен­тов ду­шев­ных со­стоя­ний че­ло­ве­ка и пред­ме­тов внеш­не­го ми­ра, ста­вя сво­ей це­лью бес­при­стра­ст­ное вос­соз­да­ние ано­ним­ной, без­ли­кой, но об­ще­зна­чи­мой «суб­стан­ции» су­ще­ст­во­ва­ния.

На фор­ми­ро­ва­ние «Н. р.» зна­чит. влия­ние ока­за­ли твор­че­ст­во Ж. К. Гю­ис­ман­са, М. Пру­ста, Дж. Джой­са, Ф. Каф­ки, В. В. На­бо­ко­ва, фи­ло­со­фия Ж. П. Сар­тра. Пер­вым про­из­ве­де­ни­ем, обо­зна­чив­шим про­грам­му «Н. р.», счи­та­ет­ся ро­ман «Порт­рет не­из­вест­но­го» Н. Сар­рот (1948), в пре­ди­сло­вии к ко­то­ро­му, на­пи­сан­но­му Сар­тром, бы­ло ис­поль­зо­ва­но оп­ре­де­ле­ние «ан­ти­ро­ман». Тер­мин «Н. р.» при­над­ле­жит кри­ти­ку Э. Ан­рио (1957). Тео­ре­тич. ос­мыс­ле­ние «Н. р.» по­лу­чил в про­грамм­ных стать­ях «Эра по­доз­ре­ния» Сар­рот (1956), «В за­щи­ту но­во­го ро­ма­на» А. Роб-Грийе (1963), ра­бо­тах Ж. Ри­кар­ду «Про­бле­мы но­во­го ро­ма­на» (1967), «К тео­рии но­во­го ро­ма­на» (1971) и др. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных пред­ста­ви­те­лей «Н. р.»: Сар­рот («Зо­ло­тые пло­ды», 1963), К. Си­мон («Ис­то­рия», 1967), М. Бю­тор, А. Роб-Грийе, М. Дю­ра, Р. Пен­же.

Раз­ви­тие «Н. р.» при­ве­ло в кон. 1960-х гг. к воз­ник­но­ве­нию «но­во­го "Н. р."», в ко­то­ром ещё бо­лее по­сле­до­ва­тель­но от­стаи­вал­ся прин­цип са­мо­до­ста­точ­но­сти тек­сту­аль­ных экс­пе­ри­мен­тов; его осн. тео­ре­ти­ком и прак­ти­ком стал Ф. Сол­лерс. «Но­вый "Н. р."» стро­ил­ся на иг­ре по­вто­ров, лейт­мо­ти­вов и куль­тур­ных ас­со­циа­ций, че­ре­до­ва­нии сти­лей и то­чек зре­ния; в нём воз­рос­ла роль ци­тат и ав­то­ре­ми­нис­цен­ций, ак­тив­но при­ме­нял­ся при­ём мон­та­жа, су­ще­ст­вен­ным эле­мен­том тек­ста ста­ло по­ли­гра­фич. оформ­ле­ние – шриф­ты, про­бе­лы и др. Чте­ние упо­доб­ля­лось «пу­те­ше­ст­вию» (Ж. Ри­кар­ду), чи­та­тель сам во­лен был вы­би­рать тот или иной «мар­шрут», вы­сту­пая как со­ав­тор кни­ги, ро­ж­даю­щей­ся имен­но в про­цес­се её вос­при­ятия. Не соз­дав ни од­но­го зна­чит. про­из­ве­дения, «но­вый "Н. р."» до­воль­но бы­ст­ро ис­чер­пал се­бя.

«Н. р.» ока­зал за­мет­ное влия­ние на куль­ту­ру 2-й пол. 20 в.: его приё­мы про­ник­ли в мас­со­вую ли­те­ра­ту­ру, на­шли во­пло­ще­ние в дра­ма­тур­гии [пье­сы «Сеть воз­душ­ных со­об­ще­ний» М. Бю­то­ра (1962), «Бе­се­да» К. Мо­риа­ка (1964), «Мол­ча­ние» (1964), «Ложь» (1966) Н. Сар­рот] и ки­не­ма­то­гра­фе: филь­мы по сце­на­ри­ям М. Дю­ра («Хи­ро­си­ма – лю­бовь моя», 1959) и А. Роб-Грийе («В про­шлом го­ду в Ма­риен­ба­де», 1961) реж. А. Ре­не.

Лит.: Ере­ме­ев Л. А. Фран­цуз­ский «но­вый ро­ман». К., 1974; Зо­ни­на Л. А. Тро­пы вре­ме­ни: За­мет­ки об ис­ка­ни­ях фран­цуз­ских ро­ма­ни­стов (60–70 гг.). М., 1984; Стро­ев А. Ф. «Но­вый ро­ман» // Фран­цуз­ская ли­те­ра­ту­ра 1945–1990. М., 1995; Allemand R.-M. Le nou­veau roman. P., 1996; Murcia C. Nouveau roman et nouveau cinema. P., 1998; Сар­рот Н. Тро­пиз­мы; Эра по­доз­ре­ния. М., 2000; Yano­shev­sky G. Les discours du nouveau roman: essays, entretiens, débats. Villeneuve-d’Aseq, 2006.

Вернуться к началу