МОРЕ́Н ЭДГАР
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
МОРЕ́Н (Morin) (наст. фам. Наум, Nahoum) Эдгар (р. 8.7.1921, Париж), франц. философ и социолог. Выходец из семьи мелкого торговца-сефарда, иммигрировавшего во Францию из г. Салоники перед 1-й мировой войной. Учился в Сорбонне (1939–40). Участвовал во франц. Движении Сопротивления, с 1941 чл. Франц. компартии, исключён в 1951 за антисталинистские высказывания. С 1950 работал в Нац. центре науч. исследований (Париж). Вместе с Ж. Фридманом и Р. Бартом основал Центр исследований массовых коммуникаций. Основатель и редактор журналов «Коммуникации» и «Аргументы». В 1960-х гг. преподавал в университетах Лат. Америки, создатель Ун-та Э. Морена в Мексике.
Автор ок. 50 книг, посвящённых проблемам теории познания, антропологии, социологии культуры и массовых коммуникаций, экологии, социальных и политич. проблем современности и др., переведённых на мн. языки. Испытал влияние идей Дж. фон Неймана и И. Р. Пригожина, в своей программе «комплексного» трансдисциплинарного исследования исходит из принципов синергетики, акцентируя нелинейный характер развития, факторы самоорганизации и риска при анализе природных и социальных систем. В проведённых им эмпирич. исследованиях использовал метод этнографич. наблюдения («Коммуна во Франции. Метаморфозы Плодеме» – «Commune en France. La métamorphose de Plodémet», 1967; «Слухи в Орлеане» – «La rumeur d’Orléans», 1969). В гл. труде «Метод» («La méthode», т. 1–6) рассматриваются филос. проблемы естествознания (т. 1: «Природа природы», 1977, рус. пер. 2005; т. 2: «Жизнь жизни», 1980), эпистемологии с антропологич. точки зрения (т. 3: «Познание познания», 1986), «комплексной» методологии, завершающейся его «парадигматологией» (т. 4: «Идеи», 1991), человеческой идентичности (т. 5: «Человечность человечества», 2001), этики (т. 6: «Этика», 2004). Критик технич. цивилизации, М. видит в характерных для большинства направлений совр. духовной культуры «поисках утраченного доиндустриального времени» выражение неискоренимой потребности в «витальном» мире, адекватном природе человека (этой «утраченной парадигме» совр. социальных наук). Отсюда «компенсаторный» характер массовой культуры, предлагающей символич. удовлетворение подавляемых человеческих импульсов.