Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРА́МОТНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 618-619

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Н. Кузьмин

ГРА́МОТНОСТЬ, оп­ре­де­лён­ная сте­пень вла­де­ния че­ло­ве­ком на­вы­ка­ми чте­ния и пись­ма в со­от­вет­ст­вии с грам­ма­тич. нор­ма­ми род­но­го язы­ка. Один из важ­ней­ших по­ка­за­те­лей со­ци­аль­но-куль­тур­но­го раз­ви­тия на­се­ле­ния. Кон­крет­ное со­дер­жа­ние по­ня­тия «Г.» ме­ня­лось ис­то­ри­че­ски, рас­ши­ря­ясь с рос­том об­ществ. тре­бо­ва­ний к со­циа­ли­за­ции ин­ди­ви­да: от про­сто­го уме­ния чи­тать – к уме­нию чи­тать, пи­сать и про­из­во­дить эле­мен­тар­ные вы­чис­ле­ния. В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия 20 в. в стра­нах, дос­тиг­ших все­об­щей Г. на­се­ле­ния, ис­поль­зу­ет­ся по­ка­за­тель об­ще­го уров­ня об­ра­зо­ва­ния на­се­ле­ния. По­ка­за­тель Г. со­хра­ня­ет своё зна­че­ние в ис­то­рич. оцен­ке раз­ви­тия куль­ту­ры.

Со­глас­но ста­ти­сти­ке ООН, в 2000 в ми­ре бы­ло 862 млн. не­гра­мот­ных (в воз­рас­те 15 лет и стар­ше), что со­став­ляет ок. 20% взрос­ло­го на­се­ле­ния пла­не­ты. В це­лях при­вле­че­ния об­ществ. вни­ма­ния к этой про­бле­ме в 2001 ООН про­воз­гла­ше­но 10-ле­тие гра­мот­но­сти (2003–12) и по­став­ле­на кон­крет­ная за­да­ча: пу­тём це­ле­на­прав­лен­ной ра­бо­ты с со­от­вет­ст­вую­щи­ми ло­каль­ны­ми со­цио­куль­тур­ны­ми ка­те­го­рия­ми на­се­ления су­ще­ст­вен­но под­нять уро­вень Г. С 1966 от­ме­ча­ет­ся Ме­ж­ду­нар. день гра­мот­но­сти (8 сент.).

Исторический очерк

По­треб­ность в Г. и в обу­че­нии гра­мо­те воз­ник­ла в ран­не­клас­со­вом об­ще­ст­ве и бы­ла свя­за­на с по­яв­ле­ни­ем пись­мен­но­сти.

В об­ще­ст­вах тра­диц. ти­па Г. – дос­тоя­ние верх­них сло­ёв об­ще­ст­ва и не­ко­то­рых со­ци­аль­ных ка­те­го­рий, свя­зан­ных с сис­те­мой управ­ле­ния и об­слу­жи­ва­ни­ем письм. куль­ту­ры. По­треб­ность в Г. ощу­ща­ли и тор­го­вые, и ре­мес­лен­ные слои на­се­ле­ния, для ко­то­рых уме­ние чи­тать, пи­сать и счи­тать обу­слов­ле­но ха­рак­те­ром их дея­тель­но­сти.

В це­лом же мож­но по­ла­гать, что в тра­диц. ев­роп. об­ще­ст­ве на ис­хо­де Сред­неве­ко­вья гра­мо­той вла­де­ли при­мер­но 10–15% на­се­ле­ния, пре­им. го­род­ско­го. Кре­сть­ян­ст­во (осн. класс это­го об­ще­ст­ва) ос­та­ва­лось не­гра­мот­ным. Ре­аль­ные дан­ные о со­стоя­нии и раз­ви­тии Г. на­се­ле­ния в отд. стра­нах Ев­ро­пы в сред­ние ве­ка и при пе­ре­хо­де к Но­во­му вре­ме­ни фраг­мен­тар­ны, ка­са­ют­ся лишь оп­ре­де­лён­ных ка­те­го­рий на­се­ле­ния (напр., ре­кру­ты, но­во­брач­ные).

Глав­ной ис­то­рич. при­чи­ной, вы­звав­шей не­об­хо­ди­мость все­об­щей Г., бы­ла мо­дер­ни­за­ция. Вы­де­ля­ют­ся три круп­ных ис­то­рич. эта­па, от­ра­зив­ших хро­но­ло­ги­че­ски не­рав­но­мер­ную кар­ти­ну всту­п­ле­ния отд. групп стран в про­цесс реа­ли­за­ции все­об­щей гра­мот­но­сти.

В пе­ри­од Ре­фор­ма­ции все­об­щее (в раз­ных фор­мах) обу­че­ние гра­мо­те на­ча­ло реа­ли­зо­вы­вать­ся в груп­пе стран, рас­по­ло­жен­ных во­круг бас­сей­на Се­вер­но­го и Бал­тий­ско­го мо­рей (Анг­лия, Нор­ве­гия, Шве­ция, Фин­лян­дия, Эс­то­ния, Лат­вия, мно­го­числ. герм. кня­же­ст­ва, Да­ния, Гол­лан­дия, Швей­ца­рия), что бы­ло свя­за­но с по­явив­шей­ся воз­мож­но­стью и не­об­хо­ди­мо­стью каж­до­му чи­тать Биб­лию.

В эпо­ху Про­све­ще­ния в этот про­цесс вклю­чи­лись Фран­ция, Габс­бург­ская мо­нар­хия (Ав­ст­рия, Че­хия, Сло­ве­ния, Венг­рия, Хор­ва­тия, Сло­ва­кия, Сев. Ита­лия), Речь По­спо­ли­та, Бель­гия.

Во 2-й пол. 19 в. в про­цесс все­об­ще­го обу­че­ния гра­мо­те бы­ли во­вле­че­ны стра­ны юго-за­па­да, юга, юго-вос­то­ка и вос­то­ка Ев­ро­пы – от Пор­ту­га­лии и Ис­па­нии, Юж. Ита­лии до бал­кан­ских го­су­дарств (Гре­ции, Бол­га­рии, Сер­бии, Ру­мы­нии).

В пер­вой груп­пе стран все­об­щая Г. на­се­ле­ния (до 99%) бы­ла дос­тиг­ну­та к 1880-м гг., во вто­рой – в 1930-е гг., в треть­ей – в осн. к кон. 20 в. (Име­ли ме­сто и пе­ре­ме­ще­ния отд. стран в дру­гую, бо­лее вы­со­кую, или, на­обо­рот, бо­лее низ­кую груп­пу.)

Грамот­ность в Рос­сии. Удов­ле­тво­ри­тель­ной це­ло­ст­ной кар­ти­ны раз­ви­тия Г. в Рос­сии, сде­лан­ной с учё­том со­от­вет­ст­вую­ще­го об­ще­ев­ро­пей­ско­го кон­тек­ста, по­ка не су­ще­ст­ву­ет. Пер­вые по­пыт­ки ос­мыс­лить эту про­блему как прак­тич. за­да­чу гос. по­ли­ти­ки при­над­ле­жат Ека­те­ри­не II, про­бо­вав­шей ис­поль­зо­вать для Рос­сии опыт австр. про­све­ти­тель­ной школь­ной ре­фор­мы 1774, вво­див­шей все­об­щее 6-лет­нее на­чаль­ное обу­че­ние.

Пер­вая рос. пе­ре­пись (1897) по­ка­за­ла ог­ром­ное от­ста­ва­ние Рос­сии от аб­со­лют­но­го боль­шин­ст­ва стран Ев­ро­пы. Г. на­се­ле­ния со­став­ля­ла лишь 24% (гра­мот­ны­ми счи­та­лись умев­шие хо­тя бы чи­тать; учёт про­из­во­дил­ся для лиц в воз­рас­те от 9 лет и стар­ше). Внут­ри стра­ны зна­чи­тель­ны­ми бы­ли раз­ли­чия в Г. на­се­ле­ния. Так, в при­бал­тий­ских гу­бер­ни­ях от­ме­чал­ся её вы­со­кий уро­вень (Эс­т­лянд­ская – 95%, Лиф­лянд­ская – 92%, Кур­лянд­ская – 85%), а в вост. час­ти Рос. им­пе­рии на­се­ле­ние бы­ло прак­ти­че­ски пол­но­стью не­гра­мот­ным.

Пос­ле Окт. ре­во­лю­ции 1917 про­бле­ма все­об­щей Г. на­се­ле­ния вы­дви­га­ет­ся в ка­че­ст­ве важ­ней­шей прак­тич. по­ли­тич. за­да­чи. Её пол­ное и бы­строе ре­ше­ние по­ла­га­лось воз­мож­ным (по­ми­мо ор­га­ни­за­ции школь­но­го все­обу­ча) с по­мо­щью фрон­таль­но­го обу­че­ния гра­мо­те все­го не­гра­мот­но­го на­се­ле­ния стра­ны. В 1919 в СССР при­нят дек­рет СНК «О ли­к­ви­да­ции без­гра­мот­но­сти сре­ди на­се­ле­ния РСФСР» с 8 до 50 лет. В этот про­цесс вклю­ча­лись мас­со­вые об­ществ. ор­га­ни­за­ции. В 1920 СНК соз­дал Все­рос. чрез­вы­чай­ную ко­мис­сию по ли­к­ви­да­ции без­гра­мот­но­сти (ВЧК л/б), ко­то­рая взя­ла под свой кон­троль ор­га­ни­за­цию кур­сов лик­бе­за, под­го­тов­ку учи­те­лей, из­да­ние учеб­ной лит-ры. Ка­ж­дый на­се­лён­ный пункт с чис­лом не­гра­мот­ных св. 15 дол­жен был иметь шко­лу гра­мо­ты (лик­пункт, срок обу­че­ния 3–4 мес). К осе­ни 1920 толь­ко си­ла­ми ВЧК л/б бы­ли соз­да­ны кур­сы ли­к­ви­дато­ров без­гра­мот­но­сти в 26 гу­бер­ни­ях. Осе­нью 1923 бы­ло соз­да­но Все­рос. доб­ро­воль­ное об-во «До­лой не­гра­мот­ность!», ко­то­рое к кон­цу го­да объ­е­ди­ня­ло св. 100 тыс. чле­нов. В РСФСР об-во со­дер­жа­ло (1924) св. 11 тыс. лик­пунк­тов (св. 500 тыс. уч-ся). Во 2-й пол. 1920-х гг. об-во пе­ре­не­сло осн. ра­бо­ту в де­рев­ню. В 1926 Г. лиц в воз­рас­те 9–49 лет со­ста­ви­ла 56,6%. Все­го в 1917–27 бы­ло обу­че­но гра­мо­те до 10 млн. взрос­лых, в т. ч. в РСФСР 5,5 млн. чел. Дан­ные до­во­ен­ных сов. пе­ре­пи­сей о бы­ст­ром рос­те Г. (в 1920 – 41,7% гра­мот­ных, в 1926 – 51,1%, в 1939 – 81,2%) как буд­то под­твер­жда­ют од­но­знач­ность по­ли­тич. вы­во­да о том, что СССР так­же стал стра­ной сплош­ной Г. Од­на­ко в по­сле­во­ен­ный пе­ри­од дан­ные о Г. все­го на­се­ле­ния (с 9 лет) не пуб­ли­ку­ют­ся – их вез­де за­ме­ща­ет (со ссыл­кой на дек­рет 1919) вы­бор­ка воз­рас­тов с 9 до 49 лет (в 1897 – 28,4% гра­мот­ных, в 1926 – 56,6%, в 1939 – 84,0%, в 1959 – 98,5%). Т. о., ис­клю­че­ние из под­счё­та воз­рас­тов стар­ше 50 лет да­ёт к 1959 «тре­буе­мый» по­ка­за­тель Г., близ­кий к 100%.

По­сле­во­ен­ные сов. пе­ре­пи­си по­зво­ля­ют ре­кон­ст­руи­ро­вать и бо­лее ре­аль­ную кар­ти­ну про­цес­са – с учё­том его де­мо­гра­фич. ме­ха­низ­ма. Ха­рак­те­ри­зуя об­ра­зо­ват. струк­ту­ру на­се­ле­ния в це­лом, эти пе­ре­пи­си не ис­клю­ча­ют из об­щей со­вокуп­но­сти, но и не вы­де­ля­ют в ка­че­ст­ве са­мо­стоя­тель­ной ка­те­го­рию лиц, не имею­щих за­кон­чен­но­го на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния, и лиц без об­ра­зо­ва­ния. Та­ко­вых в об­щем со­ста­ве на­се­ле­ния СССР стар­ше 9 лет бы­ло: в 1959 – 32,9%, в 1970 – 22,4%, в 1979 – 11,3%, в 1989 – 5,5%. Имен­но эти дан­ные от­ра­жа­ют ре­аль­ную кар­ти­ну про­цес­са раз­ви­тия Г. в СССР и фор­си­ро­ван­но­го фор­ми­ро­ва­ния ха­рак­те­ри­стик об­ра­зо­ват. струк­ту­ры совр. об­ще­ст­ва.

Рос. пе­ре­пись на­се­ле­ния (2002) по­ка­за­ла, что удель­ный вес лиц без за­кон­чен­но­го на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния сни­зил­ся до 1%, в т. ч. не­гра­мот­ных – до 0,6%.

Лит.: Лав­лей Э. На­род­ное об­ра­зо­ва­ние. На­род­ные шко­лы: их со­вре­мен­ное по­ло­же­ние и от­но­ся­щее­ся к ним за­ко­но­да­тель­ст­во во всех го­су­дар­ст­вах. СПб., 1873; Ле­вас­сер Э. На­род­ное об­ра­зо­ва­ние в ци­ви­ли­зо­ван­ных стра­нах. СПб., 1898–1899. Т. 1–2; Progress of literacy in various countries. P., 1953; Ра­шин А. Г. На­се­ле­ние Рос­сии за 100 лет. М., 1956; World of literacy in various countries. P., 1957; Бо­гда­нов И. М. Гра­мот­ность и об­ра­зо­ва­ние в до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии и в СССР. М., 1964; Про­све­ще­ние в стра­нах ми­ра. М., 1967; На­се­ле­ние Рос­сии за 100 лет (1897–1997). М., 1998; Де­ся­ти­ле­тие гра­мот­но­сти: на­ча­ло. 2003–2004: от­чет ЮНЕСКО. М., 2005; Graff H. J. Literacy in history: an interdisciplinary research bibliography. N. Y., 1981.

Вернуться к началу