Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРАМА́ТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 612

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




И. Граматика в роли дочери Йорио («Дочь Йорио» Г. Д’Аннунцио).

ГРАМА́ТИКА (Gramatica), итал. ак­три­сы, сё­ст­ры. Ир­ма (25.11.1870, по др. све­де­ни­ям, 1873, Фиу­ме, ны­не Рие­ка, Хор­ва­тия – 14.10.1962, Фло­рен­ция), по­лу­чила муз. об­ра­зо­ва­ние во Фло­рен­ции. С 1887 вы­сту­па­ла в труп­пах под рук. Ч. Рос­си, Э. Ду­зе, И. Ви­та­лиа­ни, Э. Цак­ко­ни и др. Ор­га­ни­зо­вы­ва­ла собств. труп­пы (в т. ч. в 1900 вме­сте с В. Тал­ли и О. Ка­лаб­ре­зи). В 1915 бы­ла при­ма­дон­ной те­ат­ра «Манд­зо­ни» в Ми­ла­не. По­след­ний раз вы­шла на сце­ну в 1938 в ро­ли ле­ди Мак­бет («Макбет» У. Шекспи­ра). На­ря­ду с клас­си­кой (луч­шие ро­ли – в пье­сах «Ко­вар­ст­во и лю­бовь» Ф. Шил­ле­ра, «Ук­ро­ще­ние строп­ти­вой» Шек­спи­ра) вво­ди­ла в ре­пер­ту­ар итал. те­ат­ра про­из­ве­де­ния совр. дра­ма­тур­гов. Пре­вос­ход­ная ис­пол­ни­тель­ни­ца ро­лей мо­ло­дых ге­ро­инь в ко­ме­ди­ях К. Голь­до­ни («Па­ме­ла, или На­гра­ж­дён­ная доб­ро­де­тель», «Хо­зяй­ка гос­ти­ни­цы»), а так­же в пси­хо­логич. дра­мах («Ку­коль­ный дом» Г. Иб­се­на, «Оди­но­кие» Г. Га­упт­ма­на, «Ог­ни Ива­но­вой но­чи» Г. Зу­дер­ма­на). По мне­нию со­вре­мен­ни­ков, Ир­ма Г. унас­ле­дова­ла луч­шие чер­ты ар­ти­стич. ин­ди­виду­аль­но­сти Э. Ду­зе. Её иг­ра, чу­ж­дая на­ту­ра­ли­стич. черт, от­ли­ча­лась воз­вы­шен­ным ли­риз­мом. В 1935–36 пре­по­да­ва­ла в Ака­де­мии дра­ма­тич. иск-ва в Ри­ме. Сни­ма­лась в ки­но («Дверь», «Сё­ст­ры Ма­те­рас­си», «При­ма­дон­на»).

Э. Граматика в роли Федры(«Федра» Ж. Расина).

Эм­ма (22.3.1875, Фи­ден­ца – 8.11.1965, Ли­до-ди-Ос­тия), сце­нич. дея­тель­ность на­ча­ла под рук. Э. Ду­зе. К 1900 ста­ла од­ной из ве­ду­щих ак­трис Ита­лии. В 1909 вме­сте с Л. Ор­лан­ди­ни ор­га­ни­зо­ва­ла собств. труп­пу. Иг­ра­ла в пье­сах К. Голь­до­ни, Г. Га­упт­ма­на, Г. Иб­се­на, Э. Рос­та­на, Г. Д’Аннунцио, Л. Пи­ран­дел­ло, Б. Шоу. Поль­зо­ва­лась ус­пе­хом в спек­так­лях по про­из­ве­де­ни­ям совр. франц. дра­ма­тур­гов (А. Ба­тай, Ф. Кю­рель и др.). В ран­ний пе­ри­од твор­чества раз­ви­ва­ла ро­ман­тич. тра­ди­ции, позд­нее пе­ре­шла на по­зи­ции ве­риз­ма. В 1947–1950 вы­сту­па­ла в Ар­ген­ти­не и Ис­па­нии. Сни­ма­лась в ки­но, в т. ч. у В. Де Си­ки («Чу­до в Ми­ла­не»). Сре­ди др. филь­мов: «Ста­рая гос­по­жа», «Сё­ст­ры Ма­те­рас­си», «Бед­ная моя ма­моч­ка», «Моя жизнь за твою». Ав­тор сце­на­рия ф. «Пе­пи­но и бла­го­род­ная да­ма» (1954).

Лит.: Cervi A. I. Gramatica. Bologna, 1900; idem. Senza maschera. Bologna, 1919; Man­zini A. E. Gramatica. Mil., 1920.

Вернуться к началу