Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГО́ФМАНСТАЛЬ ХОФМАНСТАЛЬ ГУГО ФОН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 559

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Толмачёв

ГО́ФМАНСТАЛЬ, Хоф­ман­сталь (Hof­mann­sthal) Гу­го фон (1.2.1874, Ве­на – 15.7.1929, Ро­да­ун, близ Ве­ны), австр. пи­са­тель. Окон­чил фи­ло­ло­гич. ф-т Вен­ско­го ун-та (1898). Пе­ча­тал­ся с 1890. Г., ис­пы­тав­ший влия­ние С. Ге­ор­ге, – клю­че­вая фи­гу­ра австр. мо­дер­на, дви­же­ния «Мо­ло­дая Ве­на». Чер­ты сим­во­лиз­ма, им­прес­сио­низ­ма, нео­ро­ман­ти­ки при­су­щи од­но­акт­ным сти­хотв. пье­сам Г.: ко­ме­дии «Вче­ра» («Ge­stern», 1891), дра­ма­тич. фраг­мен­ту «Смерть Ти­циа­на» («Der Tod des Ti­zian», 1892, пост. в 1901; рус. пер. 1907), тра­ге­дии «Глу­пец и смерть» («Der Tor und der Tod», 1893, пост. в 1898; рус. пер. 1906), дра­ме «Жен­щи­на в ок­не» («Die Frau im Fenster», 1899) с их те­ма­ми борь­бы с ро­ком, за­га­доч­ности ми­ра, кон­флик­та жиз­ни и твор­чест­ва, по­сти­же­ния жиз­ни че­рез смерть. В прит­че в ду­хе ср.-век. мо­ра­ли­те «Имя­рек» («Jedermann», 1911), а так­же в соз­дан­ных под влия­ни­ем П. Каль­де­ро­на де ла Бар­ки сти­ли­зо­ван­ной мис­те­рии «Зальц­бург­ский боль­шой те­атр жиз­ни» («Das Salzburger große Welttheater», 1922, пост. в 1922; рус. пер. 1995) и тра­ге­дии «Баш­ня» («Der Turm», 1925, пост. в 1928; рус. пер. 1995) от­ра­зи­лось не­при­ятие Г. со­вре­мен­ной ему дей­ст­ви­тель­но­сти, ко­то­рой он про­ти­во­пос­та­вил иде­ал «вы­со­ких ис­тин». Стрем­ле­ни­ем про­зреть в ми­мо­лёт­ном веч­ное от­ме­че­на ли­ри­ка Г. [сб-ки «Из­бран­ные сти­хи» («Ausgewählte Gedichte», 1903), «Со­б­ра­ние сти­хо­тво­ре­ний» («Gesammelte Ge­dichte», 1907)]. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний Г. – но­вел­лы [сб. «Сказ­ка 672 но­чи и дру­гие рас­ска­зы» («Das Märchen der 672 Nacht und andere Erzählungen», 1895, рус. пер. 1908)], пе­ре­дел­ки ан­тич­ных тра­ге­дий [«Элек­тра» («Elektra», 1904, опе­ра Р. Штрау­са, 1908), «Эдип и Сфинкс» («Ödipus und die Sphinkx», 1906, и др.)], а так­же либ­рет­то к ря­ду опер Штрау­са [«Ка­ва­лер роз» («Der Rosenkavalier», 1911), «Ари­ад­на на На­ксо­се» («Ariadne auf Naxos», 1912) и др.]. В эс­се «По­эзия и жизнь» («Poesie und Leben», 1896, рус. пер. 1995), «По­эт и ны­неш­нее вре­мя» («Der Dichter und diese Zeit», 1907, рус. пер. 1995) и др. из­ло­жил свои эс­те­тич. взгля­ды, по­ни­ма­ние свое­об­ра­зия австр. куль­ту­ры. Г. – ини­циа­тор из­да­ния «Ав­ст­рий­ской биб­лио­те­ки» в 26 то­мах (1915–17).

Соч.: Дра­мы. М., 1906; Sämtliche Werke: kri­tische Aufgabe: In 38 Bd. Fr./M., 1975–; Из­бран­ное. М., 1995.

Лит.: Broch H., Arendt H. Hofmannsthal und seine Zeit. Münch., 1964; Kovach T. A. Hoff­man­sthal and Symbolism. N. Y., 1985; Ma­yer M. H. von Hofmannsthal. Stuttg., 1993; A companion to the works of H. von Hofmann­sthal. Rochester, 2002; Günther T. Hofmann­sthal: ein Brief. Münch., 2004.

Вернуться к началу