Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГО́ФМАН ХОФМАН ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 558-559

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова
Э. Т. А. Гофман. Автопортрет. Ок. 1810. Новая национальная галерея (Берлин).

ГО́ФМАН, Хоф­ман (Hoffmann) Эрнст Тео­дор Ама­дей (наст. имя Эрнст Тео­дор Виль­гельм) (24.1.1776, Кё­нигс­берг – 25.6.1822, Бер­лин), нем. пи­са­тель, ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, жи­во­пи­сец, ри­со­валь­щик. Сын ко­ро­лев­ско­го ад­во­ка­та. Изу­чал пра­во в Кё­нигс­берг­ском ун-те (1792–1795); с 1796 за­ни­мал­ся юри­дич. прак­ти­кой в Гло­гау, По­зна­ни, Плоц­ке, Вар­ша­ве. В 1807–08 жил ча­ст­ны­ми уро­ка­ми му­зы­ки в Бер­ли­не; в 1808–13 ди­ри­жёр, ре­жис­сёр и сце­но­граф (соз­да­вал де­ко­ра­ции для по­ста­но­вок пьес П. Каль­де­ро­на де ла Бар­ки, Г. фон Клей­ста) в теат­рах Бам­бер­га, Лейп­ци­га, Дрез­де­на. В 1814 воз­вра­тил­ся в Бер­лин, где до кон­ца жиз­ни слу­жил чи­нов­ни­ком в Мин-ве юс­ти­ции. Пер­вые пуб­ли­ка­ции – но­вел­лы и очер­ки в лейп­циг­ской «Все­об­щей му­зы­каль­ной га­зе­те» («Allgemeine mu­si­kalische Zeitung», 1809), во­шед­шие позд­нее в сб. «Фан­та­зии в ма­не­ре Кал­ло» («Phantasiestücke in Callot’s Ma­nier», Вd 1–4, 1814–15, с пре­дисл. Жан По­ля). Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель ро­ман­тиз­ма в нем. лит-ре, Г. в сво­их сказ­ках, но­вел­лах, по­вес­тях, ро­ма­нах соз­дал дву­пла­но­вый ху­дож. мир, в ко­то­ром за по­все­днев­ной дей­ст­ви­тель­но­стью скры­ва­ют­ся та­ин­ст­вен­ные си­лы, управ­ляю­щие че­ло­ве­ком; про­зреть их, вы­рвать­ся из тра­ги­ко­ми­че­ско­го во­до­во­ро­та зем­ной жиз­ни воз­мож­но лишь из­бран­ным – ху­дож­ни­кам, твор­че­ским лич­но­стям. Му­зы­ка как сти­хий­ный пра­язык при­ро­ды, про­ти­во­стоя­щий бю­ро­кра­ти­че­ски-бюр­гер­ской рег­ла­мен­та­ции жиз­ни, ста­ла для Г. выс­шим ис­кус­ст­вом, а му­зы­кант – од­ним из центр. ге­ро­ев его про­зы, со­че­таю­щим слу­же­ние иск-ву с тра­гич. уча­стью му­че­ни­ка и веч­но­го стран­ни­ка. Об­раз ве­ли­ко­го му­зы­кан­та, об­ре­чён­но­го на оди­но­че­ст­во в ми­ре по­тре­би­те­лей иск-ва, впер­вые по­яв­ля­ет­ся в но­вел­ле «Ка­ва­лер Глюк» («Ritter Gluck», 1809); его пре­ем­ни­ком, кон­цеп­ту­аль­ным во­пло­ще­ни­ем «эн­ту­зиа­ста» ста­но­вит­ся ка­пель­мей­стер Крейс­лер [но­вел­ла «Му­зы­каль­ные стра­да­ния Ио­ган­на Крейс­ле­ра, ка­пель­мей­сте­ра» («Johannes Kreisler’s, des Ka­pellmeisters musikalische Leiden», 1810), так­же ро­ман «Жи­тей­ские воз­зре­ния Ко­та Мур­ра...» («Lebensansichten des Ka­ters Murr...», Bd 1–2, 1819–21)].

Г. обыч­но не пе­ре­но­сит дей­ст­вие пол­но­стью в вы­мыш­лен­ный мир: фан­та­стич. си­туа­ции вы­рас­та­ют у не­го не­по­сред­ст­вен­но из бы­та с по­мо­щью приё­мов гро­те­ска, шар­жа, ги­пер­бо­лы. Ро­ман­тич. иро­ния, роль ко­то­рой в твор­че­ст­ве Г. по­сте­пен­но уве­ли­чи­ва­лась, ста­но­вит­ся ору­жи­ем про­тив дог­ма­ти­за­ции лю­бых кон­цеп­ций и тео­рий, в т. ч. и ро­ман­ти­че­ских. Стре­мясь к син­те­зу ис­кусств, Г. стро­ит свои про­из­ве­де­ния по за­ко­нам му­зы­ки, ви­дя в лит. жан­ре ана­лог муз. фор­мы. В ос­но­ве мно­го­об­раз­но­го ху­дож. ми­ра Г. – прин­цип кон­тра­ста, ко­то­рый про­яв­ля­ет­ся в ком­по­зи­ции [встав­ные но­вел­лы, об­рам­ляю­щие диа­ло­ги – в цик­ле но­велл «Се­ра­пио­но­вы бра­тья» («Die Serapionsbrüder», 1819–21); че­ре­до­ва­ние фраг­мен­тов сю­жет­ных ли­ний и др.], сти­ле (пе­ре­ход от воз­вы­шен­но-па­те­ти­че­ско­го язы­ка к про­заи­че­ски-кан­це­ляр­ско­му), об­раз­ной струк­ту­ре (мо­тив двой­ни­че­ст­ва). В но­вел­ле «Зо­ло­той гор­шок» («Der gol­dene Topf», 1814), сказ­ке «Щел­кун­чик и Мы­ши­ный ко­роль» («Nußknacker und Mäusekönig», 1816), по­вес­ти «Прин­цес­са Брам­бил­ла» («Prinzessin Bram­bil­la», 1821) яр­кой ска­зоч­ной фее­рии про­ти­во­сто­ит сти­хия мрач­ной мис­ти­ки, зло­ве­щих фан­тас­ма­го­рий и кош­ма­ров, на­по­ми­наю­щих об англ. го­ти­че­ском ро­ма­не кон. 18 в. Мрач­ный ко­ло­рит пре­об­ла­да­ет в ро­ма­не «Элик­сир дья­во­ла» («Die Elixiere des Teufels», Bd 1–2, 1815–16), цик­ле но­велл «Ноч­ные рас­ска­зы» [«Nacht­s­tücke», 1817; наи­бо­лее из­вест­ная – «Пе­соч­ный че­ло­век» («Der Sandmann», 1817)], на­се­лён­ных фан­то­ма­ми, двой­ни­ка­ми, кук­ла­ми-ав­то­ма­та­ми; че­ло­век вы­сту­па­ет здесь ма­рио­нет­кой тём­ных сил и соб­ст­вен­но­го под­соз­на­ния. Гро­те­ск­но-са­ти­рич. то­на пре­об­ла­да­ют в по­вес­ти-сказ­ке «Крош­ка Ца­хес по про­зва­нию Цин­но­бер» («Klein Za­ches ge­nannt Zinnober», 1819), где ко­мич. об­ра­зы ни­чтож­но­го урод­ца-дес­по­та и ка­ри­ка­тур­но­го кня­же­ст­ва оли­це­тво­ря­ют фи­ли­стер­ст­во, со­еди­няю­щее стрем­ле­ние к ти­ра­нии и го­тов­ность к раб­ст­ву. Про­тив ма­рио­не­точ­ных ре­жи­мов и ин­стинк­тов мас­со­во­го соз­на­ния на­прав­лен ост­ро­са­ти­рич. ро­ман-сказ­ка «По­ве­ли­тель блох» («Meister Floh», 1822).

Ог­ра­ни­чен­ность как немецкого ме­щан­ст­ва, так и ро­ман­тических ил­лю­зий Г. вы­сме­ял в ро­ма­не «Жи­тей­ские воз­зре­ния Ко­та Мур­ра...», от­ли­чаю­щем­ся не­обыч­ной ком­по­зи­ци­ей: по прин­ци­пу кон­тра­пунк­та здесь со­еди­не­ны фраг­мен­ты глу­бо­ко­мыс­лен­но­го трак­та­та ле­ни­во­го ко­та (па­ро­дии на фи­ли­сте­ра) с от­рыв­ка­ми из био­гра­фии ве­ли­ко­го му­зы­кан­та Крейс­ле­ра. Иро­ния про­ни­зы­ва­ет всё по­ве­ст­во­ва­ние, сме­ши­вая тра­ги­че­ское и ко­ми­че­ское, воз­вы­шен­ное и низ­мен­ное – двое­ми­рие ока­зы­ва­ет­ся мни­мым, как и про­ти­во­пос­тав­ле­ние двух мо­де­лей жиз­не­уст­рой­ст­ва: кня­же­ст­ва и аб­бат­ст­ва; лю­бое го­су­дар­ст­во об­на­ру­жи­ва­ет свою дес­по­тическую ос­но­ву, сво­бо­да не­дос­ти­жи­ма. Об­раз цель­ной лич­но­сти, ху­дож­ни­ка как мас­те­ра соз­дан в но­вел­лах «Мас­тер Мар­тин-бо­чар и его под­мас­те­рья» («Mei­ster Martin der Küfner und seine Ge­sellen», 1819), «Мас­тер Ио­ганн Вахт» («Meister Johannes Wacht», 1822, рус. пер. 1838), вос­пе­ваю­щих ср.-век. це­хо­вое ре­мес­ло. Гим­ном жиз­ни в не­ис­чер­пае­мом бо­гат­ст­ве её про­яв­ле­ний ста­ло по­след­нее про­из­ве­де­ние Г. – но­вел­ла «Уг­ло­вое ок­но» («Des Vetters Eckfen­ster», 1822).

Влия­ние Г. от­ра­зи­лось в твор­че­ст­ве мн. круп­ней­ших пи­са­те­лей 19–20 вв. – Э. По, О. де Баль­за­ка, Ч. Дик­кен­са, Ш. Бод­ле­ра, О. Уай­ль­да, Ф. Каф­ки; в Рос­сии (где его про­из­ве­де­ния ак­тив­но пе­ре­во­ди­ли с нач. 1820-х гг.) воз­дей­ст­вие Г. ис­пы­та­ли Н. В. Го­голь, Ф. М. Дос­то­ев­ский, Ф. К. Со­ло­губ и др.

Э. Т. А. Гофман. «Жандармская площадь в Берлине». Ок. 1817. Рисунок пером (частное собрание).

Г. – ав­тор зин­гш­пи­ля «Ве­сё­лые му­зы­кан­ты» на текст К. Брен­та­но (1804), пер­вой нем. ро­ман­тич. опе­ры «Ун­ди­на» (1813; пост. в 1816; по од­но­им. сказ­ке Ф. де ла Мотт Фу­ке), сим­фо­ний, ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ной и хо­ро­вой му­зы­ки; его муз.-эс­те­тич. взгля­ды по­влия­ли на твор­че­ст­во К. М. фон Ве­бе­ра, Р. Шу­ма­на, Р. Ваг­не­ра. Вы­сту­пал как муз. кри­тик (под псевд. Ио­ганн Крейс­лер, ка­пель­мей­стер) со стать­я­ми, трак­тую­щи­ми в ро­ман­тич. клю­че твор­че­ст­во И. С. Ба­ха, Л. ван Бет­хо­ве­на и др. Об­ра­зы про­из­ве­де­ний Г. на­шли от­ра­же­ние в фан­та­зи­ях для фп. «Крейс­ле­риа­на» Шу­ма­на, опе­рах «Сказ­ки Гоф­ма­на» Ж. Оф­фен­ба­ха, «Кар­диль­як» П. Хин­де­ми­та, ба­ле­тах «Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба, «Щел­кун­чик» П. И. Чай­ков­ско­го и др. Как ху­дож­ник Г. ис­пол­нял де­ко­ра­тив­ные рос­пи­си в Кё­нигс­бер­ге, Гло­гау, Вар­ша­ве, Бам­бер­ге, Бер­ли­не («Ком­на­та Ун­ди­ны» в сво­ей квар­ти­ре, 1815–16), порт­ре­ты и ка­ри­ка­ту­ры (на На­по­ле­о­на I, так­же на те­ат­раль­ные и лит. те­мы и др.).

Соч.: Musikalische Werke. Lpz., [1925]. Bd 1–2; Poetische Werke. B., 1957–1962. Bd 1–12. B., 1993; Крейс­ле­риа­на. Жи­тей­ские воз­зре­ния ко­та Мур­ра. Днев­ни­ки. М., 1972; Собр. соч.: В 6 т. М., 1991–2000.

Лит.: Ehinger H. E. T. A. Hoffmann als Mu­si­ker und Musikschrifsteller. Olten; Köln, 1954; Allroggen G. E. T. A. Hoffmanns Komposi­tio­nen. Regensburg, 1970; Бот­ни­ко­ва А. Б. Э. Т. А. Гоф­ман и рус­ская ли­те­ра­ту­ра (1-я по­ло­ви­на XIX в.). Во­ро­неж, 1977; Ху­до­же­ст­вен­ный мир Э. Т. А. Гоф­ма­на. М., 1982; Wel­len­ber­ger G. Der Unernst des Unend­li­chen. Marburg, 1986; Э. Т. А. Гоф­ман. Жизнь и твор­чест­во. Пись­ма, вы­ска­зы­ва­ния, до­ку­мен­ты / Сост. К. Гюн­цель. М., 1987; Щер­ба­ко­ва И. Ри­сун­ки Э.-Т.-А. Гоф­ма­на // Па­но­ра­ма ис­кусств. М., 1988. Вып. 11; Вит­коп-Ме­нар­до Г. Э. Т. А. Гоф­ман сам сви­де­тель­ст­вую­щий о се­бе и о сво­ей жиз­ни. Че­ля­бинск, 1999; Steinecke H. Die Kunst der Fantasie. E. T. A. Hoffmanns Leben und Werk. Fr./M., 2004; Саф­ран­ски Р. Гоф­ман. М., 2005; Жи­то­мир­ская З. В. Э. Т. А. Гоф­ман. Биб­лио­гра­фия рус­ских пе­ре­во­дов и кри­ти­че­ской ли­те­ра­ту­ры. М., 1964. См. так­же лит. при ст. Ро­ман­тизм (ли­те­ра­ту­ра, му­зы­ка).

Вернуться к началу