Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОНКУ́Р ДЕ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 407-408

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Толмачёв
Э. и Ж. Гонкур. Литография П. Гаварни. 1853.

ГОНКУ́Р (Goncourt) де, франц. пи­са­те­ли, бра­тья: Эд­мон (26.5.1822, Нан­си – 16.7.1896, Шан­про­се) и Жюль (17.12.1830, Па­риж – 20.6.1870, там же). При­над­ле­жа­ли к дво­рян­ско­му ро­ду из Ло­та­рин­гии. Окон­чи­ли кол­леж в Па­ри­же, пе­ча­та­лись в со­ав­тор­ст­ве с 1851. В очер­ках: «Ис­то­рия фран­цуз­ско­го об­ще­ст­ва эпо­хи Ре­во­лю­ции» («Histoire de la so­ciétе́ française pendant la Révolution», 1854), «Ис­кус­ст­во XVIII ве­ка» («L’Art du XVIIIe siècle», 1859–75), «Жен­щи­на в XVIII ве­ке» («La Femme au XVIIIe siècle», 1862) бр. Г. да­ли трак­тов­ку иск-ва и куль­ту­ры как со­во­куп­но­сти до­ку­мен­тов, пе­ре­даю­щих дух вре­ме­ни че­рез ко­ло­рит­ные де­та­ли. Со­вме­ст­но бр. Г. на­пи­са­ны ро­ма­ны, от­ли­чаю­щие­ся изо­щ­рён­ным пси­хо­ло­гиз­мом и ар­ти­стиз­мом пись­ма, а так­же ин­те­ре­сом к ни­зо­вой гор. жиз­ни, на ма­те­риа­ле ко­то­рой они пред­при­ня­ли по­пыт­ку со­здать вы­со­кую тра­ге­дию: «Шарль Де­майи» («Charles Demailly», 1860), «Се­ст­ра Фи­ло­ме­на» («Sœur Phi­lomène», 1861), «Ре­не Мо­прен» («Re­née Mauperin», 1864), «Ма­нетт Са­ло­мон» («Manette Salomon», 1867), «Гос­по­жа Жер­ве­зе» («Madame Gervaisais», 1869); наи­бо­лее из­вес­тен ро­ман «Жер­ми­ни Ла­сер­те» («Germinie Lace­rteux», 1865, рус. пер. 1875) – о нрав­ственной деградации де­вуш­ки из на­ро­да, став­ший во Фран­ции пер­вым об­раз­цом литера­туры на­ту­ра­лиз­ма. По­сле смер­ти бра­та Эд­мон Г. соз­дал ро­ма­ны: «Дев­ка Эли­за» («La fille Elisa», 1877), «Бра­тья Зем­ган­но» («Les Frères Zemganno», 1879, рус. пер. 1879), «Ак­три­са Фос­тен» («La Faustin», 1882, рус. пер. 1882), а так­же «Ше­ри» («Chérie», 1884), в ко­то­ром обо­зна­чи­лась эво­лю­ция его сти­ля от на­ту­ра­лиз­ма к им­прес­сио­низ­му. В 1851–1895 бр. Г. (сна­ча­ла вме­сте, а с 1870 один Эд­мон) ве­ли «Днев­ник» («Journal», 1887–96, пол­ное. изд. – 1956–58; рус. пер. 1964), со­дер­жа­щий на­блю­де­ния за лит. жиз­нью эпо­хи, а так­же цен­ные сви­де­тель­ст­ва о Т. Го­тье, Г. Фло­бе­ре, И. Тэ­не, Э. Зо­ля, Г. де Мо­пас­са­не, И. С. Тур­ге­не­ве и др. Со­глас­но за­ве­ща­нию бр. Г., бы­ла уч­ре­ж­де­на Ака­де­мия Гон­ку­ров, еже­год­но (с 1903) вру­чаю­щая лит. Гон­ку­ров­скую пр. Твор­че­ст­во Г. ока­за­ло влия­ние на Ж. К. Гю­ис­ман­са, П. Бур­же, М. Пру­ста.

Соч.: Жер­ми­ни Ла­сер­те. Бра­тья Зем­ган­но. Ак­три­са Фос­тен. М., 1972; Œuvres complètes. Gen.; P., 1985–1986. Vol. 1–45; Correspon­dan­ce. P., 1998.

Лит.: Grant R. B. Goncourt brothers. N. Y., 1972; Frères Goncourt: Art et écriture. Ta­len­ce, 1997; Vouilloux B. Art des Goncourt, une esthétique du style. P., 1997; Mitterand H. Roman à l’œuvre, genèse et valeurs. P., 1998.

Вернуться к началу