Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГО МОЖО́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 386

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Завидовская, А. Г. Юркевич

ГО МОЖО́ (наст. имя Кай Чжэнь) (16.11.1892, м. Ша­вань у. Лэ­шань пров. Сы­чуань – 12.6.1978, Пе­кин), кит. пи­са­тель, дра­ма­тург, ис­то­рик, по­ли­тич. дея­тель. Вы­хо­дец из се­мьи зем­ле­вла­дель­ца. Окон­чил ун-т Кю­сю (Япо­ния; 1923). На­чал пе­ча­тать­ся с 1919 в ж. «Сю­эдэн» («Све­точ нау­ки»). Один из ор­га­ни­за­то­ров и ру­ко­во­ди­те­лей (с 1921) лит. об-ва «Твор­че­ст­во» и «Все­ки­тай­ской ас­со­циа­ции дея­те­лей лит-ры и иск-ва по от­по­ру вра­гу». Уча­ст­ник ре­во­люц. гражд. вой­ны 1925–27 в Ки­тае, в авг. 1927 всту­пил в КПК. В 1928–37 на­хо­дил­ся в по­ли­тич. эмиг­ра­ции в Япо­нии. В 1930 всту­пил в Ли­гу ле­вых пи­са­те­лей Ки­тая. В пе­ри­од со­труд­ни­че­ст­ва Го­минь­да­на и КПК в от­ра­же­нии япон. аг­рес­сии (1937–45) ру­ко­во­дил от­де­лом По­лит­управ­ле­ния ар­мии го­минь­да­нов­ско­го пра­ви­тель­ст­ва. Пре­зи­дент АН Ки­тая (с 1949), зам. пред­се­да­те­ля По­сто­ян­но­го к-та Все­ки­тай­ско­го со­б­ра­ния нар. пред­ста­ви­те­лей (с 1954), иностр. чл. АН СССР (с 1958). Чл. ЦК Ком­му­ни­стич. пар­тии Ки­тая (КПК) 9–11-го со­зы­вов (1969–78). В своих тру­дах с мар­кси­ст­ских по­зи­ций рас­смат­ри­вал ис­то­рию др.-кит. об­щест­ва, раз­ви­вал кон­цеп­цию ус­та­нов­ле­ния ра­бо­вла­дельч. строя в эпо­ху Шан-Инь (16–11 вв. до н. э.) и пе­ре­хо­да к фео­да­лиз­му в 6–5 вв. до н. э. За­ни­мал­ся ис­сле­до­ва­ни­ем и ин­тер­пре­та­ци­ей древ­них эпи­гра­фич. тек­стов. В ра­бо­тах по ис­то­рии кит. фи­ло­со­фии вы­яв­лял де­мо­кра­тич. ха­рак­тер древ­не­го кон­фу­ци­ан­ст­ва, ре­лиг. сущ­ность уче­ния мои­стов, то­та­ли­та­ри­ст­скую на­прав­лен­ность ле­гиз­ма. Ав­тор по­этич. сб-ков «Бо­ги­ни» («Нюй­шэнь», 1919–1921), «Звёзд­ное про­стран­ст­во» («Син кун», 1921–22), «Ва­за» («Пин», 1927), «Знак аван­гар­да» («Цянь Мао», 1928), «Го­лос вой­ны» («Чжань шэн», 1938), «Ци­ка­ды» («Тяо тан», 1948), «Гимн ново­му Ки­таю» («Синьхуа сун», 1953), «Пусть рас­цве­та­ют все цве­ты» («Бай­хуа ци­фан», 1958) и др., для ко­то­рых ха­рак­тер­ны ан­ти­фео­даль­ные на­строе­ния, ре­во­люц. ро­ман­тизм; пьес ис­то­ри­ко-пат­рио­тич. со­дер­жа­ния «Цве­ты ди­кой виш­ни» («Тан­ди чжи хуа», 1942), «Тиг­ро­вый знак» («Ху фу», 1942), «Цюй Юань» (1942) и др.; кри­тич., пуб­ли­ци­стич. ста­тей и ме­муа­ров «Пу­те­вые за­мет­ки об СССР» («Су­лянь цзи­син», 1946), «Мор­ские вол­ны» («Хай­тао», 1951), «Песнь о бу­шую­щей вол­не» («Хун­по цюй», 1959). Ме­ж­ду­нар. Ста­лин­ская пр. (1951).

Соч.: Эпо­ха ра­бо­вла­дель­че­ско­го строя. М., 1956; Брон­зо­вый век. М., 1959; Фи­ло­со­фы древ­не­го Ки­тая. М., 1961; Полн. собр. соч. Пе­кин, 1982–1987. Т. 1–5 (на кит. яз.); Со­чи­не­ния: Сти­хо­тво­ре­ния. Дра­мы. По­вес­ти и рас­ска­зы. М., 1990; По­эзия и про­за Ки­тая ХХ в. О про­шлом – для бу­ду­ще­го. М., 2002. С. 136–150, 197–201, 321–383.

Лит.: Фу Чжэн­гань. Го Мо­жо юй Чжун вай цзоц­зя: Биц­зяо лунь. Шэнь­си, 1990.

Вернуться к началу