ГЛИ́ПТИКА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЛИ́ПТИКА (от греч. γλυπτιϰὴ τέχνη – искусство резьбы), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Среди резных камней (гемм) различают камни с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями. Резьба выполнялась на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твёрдых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород вручную или с помощью станков с вращающимися резцами. К Г. относятся также произведения из художественно обработанного стекла, печати из кости (в т. ч. слоновой) и мрамора.
Древнейшие известные произведения Г., созданные в Месопотамии, Передней Азии и Египте в 4-м тыс. до н. э., свидетельствуют о высоком уровне её развития. Это гл. обр. цилиндрич. печати (инталии), оттиски которых дают развёрнутые многофигурные композиции. На древнейших печатях Шумера (нач. 3-го тыс. до н. э.) часто встречаются наивно-реалистич. фигуры животных и людей, жанровые и мифологич. сцены; изображения отличаются непринуждённостью композиции. Позднее изображения становятся статичными и условными, часто превращаясь в подобие геометрич. узора. В Г. Аккада вновь усиливаются реалистич. тенденции, композиция приобретает бо́льшую свободу и динамику. Традиции Аккада продолжают цилиндрич. печати Ассирии, для которых характерны многообразие сюжетов (сцены охоты, войны и др.), тщательность отделки, тяготение к декоративной орнаментальности. С месопотамской Г. связаны геммы Урарту и гос-ва Ахеменидов. Печати Египта обычно имели форму священного жука-скарабея из камня или фаянса: на нижней стороне печати вырезались иероглифич. тексты или изображения мифологич. персонажей.
Под влиянием Древнего Востока искусство Г. развивалось в Средиземноморье. Геммы Крита отличались остротой и свободой композиции, динамизмом и обобщённостью рисунка, умением резчика вписать в крошечный овал камня сложные композиции. Критская Г. оказала влияние на развитие Г. в микенской Греции, где печати разных форм создавались преим. из мягких материалов.
В иск-ве Древней Греции Г. начала развиваться в позднегеометрич. период (8 в. до н. э.); из иск-ва Египта и Ближнего Востока были заимствованы техника и некоторые иконографич. мотивы. С 7 в. до н. э. печати вырезались на алебастре, мраморе, слоновой кости и костяных дисках. В геммах архаич. Греции (6 – нач. 5 вв.) появляются заимствованные из Египта мотивы скарабея и скарабеоида. В это время был изобретён станок с вращающимися медными колёсиками, который позволил перейти к обработке более твёрдых материалов (сердолик, халцедон, яшмы, горный хрусталь). С этого времени произведения Г. стали подписываться художниками. В период классики (5–4 вв.) всё большее значение приобретает использование декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания. Одно из высших достижений Г. этого времени – 4 печати Дексамена Хиосского (2-я пол. 5 в. до н. э.), среди которых 1 портретная.
В эпоху эллинизма в Грецию в большом количестве ввозились многоцветные вост. минералы: алые гранаты, лиловые сирийские альмандины, фиолетовые аметисты, зелёные цейлонские бериллы и др. Гл. нововведением стали геммы из многослойного сардоникса с чередованием светлых и красных слоёв, на котором можно было создавать пространственные планы и полихромные эффекты. При дворах эллинистич. монархов (в т. ч. Птолемеев в Александрии Египетской) особого расцвета достигла портретная Г., сформировались крупные коллекции произведений Г. Плиний Старший упоминает резчика Пирготела, которому было позволено вырезать на изумруде портрет Александра Македонского (не сохранился).
Ок. 540 до н. э. под влиянием греч. иск-ва Г. получила развитие в Этрурии. В Древнем Риме глиптика ориентировалась на греч. и этрусские образцы. Период ранней империи (1–2 вв. н. э.) – эпоха нового расцвета Г. В Риме работали греч. мастера, крупнейшими из них были Агатоп, Солон, Диоскурид (ставший личным резчиком имп. Августа). На основе эллинистич. традиций создавались роскошные многофигурные камеи, изображавшие триумф императора. Геммы 3–5 вв. отражали новую, христианскую иконографию.
В средние века Г. развивалась гл. обр. на Востоке. В Византии камеи с одно- и двухфигурными композициями украшали книжные оклады, использовались в качестве печатей и украшений. На мусульм. Востоке широкое распространение получили геммы-инталии с надписями. Каллиграфически тонкие резные тексты украшали печати ср.-век. Китая. В ср.-век. Европе Г. пережила краткий расцвет в эпоху «Каролингского возрождения», когда создавались инталии из горного хрусталя. Позднее существовали отд. центры по произ-ву резных камней. После 4-го крестового похода 1204, когда Европа познакомилась с античной и визант. Г., во Франции и Италии зародилась мода на резные камни, подражающие классич. образцам. В Италии при дворе имп. Фридриха II Штауфена появились камеи из многослойного сардоникса с изображением символов имп. власти, мифологич. сюжетов, портретами императоров.
В эпоху Возрождения иск-во Г. достигло уровня, сравнимого с античным. В 15 в. в ренессансных центрах Италии наряду с копированием произведений античной Г. создавались портретные геммы в антикизирующем духе. Ведущими итал. мастерами 15–16 вв. были Ф. Анкини, Маттео дель Нассаро, В. Белли, Дж. Бернарди, Якопо да Треццо. В 16 в. иск-во Г. распространилось в Сев. Европе. Во Франции 16–17 вв. в моду вошли геммы из перламутра. Одним из центров их производства в Германии был Нюрнберг, где образцами служили, в частности, рисунки и гравюры А. Дюрера. Важную роль в развитии Г. сыграла мастерская О. Мизерони в Праге при имп. Рудольфе II. Для портретов теперь использовали монохромные камни вместо многослойного сардоникса.
Новый подъём Г. связан с эпохой классицизма (2-я пол. 18 – нач. 19 вв.). Осн. центром был Рим, где копировались античные геммы, а также вырезались изображения памятников античной скульптуры, портреты выдающихся людей древности и современников в классич. стиле (мастера Ф. Сирлетти, Дж. Костанци, семейство Пихлеров). Знаменитым нем. резчиком был Й. Л. Наттер, знаток и собиратель, автор каталога античных гемм в частных англ. собраниях с собств. рисунками (1754). Вторым крупнейшим центром стал Лондон, где была открыта школа резьбы по камню. С сер. 18 в. произведения Г. стали значительно крупнее и зачастую включали в себя воспроизведения живописных работ. Массовому распространению Г. способствовал новый способ отливки камней из стекловидной массы (т. н. литики). Геммы создавались в гипсе, фаянсе, бисквите; богемские мастера изобрели технику имитации камей из молочного стекла, вмонтированных в изделия из горного хрусталя (сульфиды). Выдающимися мастерами этого иск-ва в России были резчики А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. Е. Доброхотов. Последний расцвет Г. пережила при Наполеоне I (портретные камеи Наполеона I в имп. лавровом венке, в образе рим. имп. Августа). Распространение гемм из легкообрабатываемых материалов (перламутр, коралл и вулканич. лава) стало предвестием упадка Г. как вида иск-ва в сер. 19 в.