Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЛИ́ПТИКА

Авторы: О. Я. Неверов (древнее искусство)

ГЛИ́ПТИКА (от греч. γλυπτιϰὴ τέχνη – ис­кус­ст­во резь­бы), ис­кус­ст­во резь­бы на дра­го­цен­ных и по­лу­дра­го­цен­ных кам­нях, один из ви­дов де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва. Сре­ди рез­ных кам­ней (гемм) раз­ли­ча­ют кам­ни с вре­зан­ны­ми (ин­та­лии) и вы­пук­лы­ми (ка­меи) изо­бра­же­ния­ми. Резь­ба вы­пол­ня­лась на кам­нях мяг­ких (стеа­тит, ге­ма­тит, сер­пен­тин) или твёр­дых (сер­до­лик, хал­це­дон, хру­сталь) по­род вруч­ную или с по­мо­щью стан­ков с вра­щаю­щи­ми­ся рез­ца­ми. К Г. от­но­сят­ся так­же про­из­ве­де­ния из ху­до­же­ст­вен­но об­ра­бо­тан­но­го стек­ла, пе­ча­ти из кос­ти (в т. ч. сло­но­вой) и мра­мо­ра.

Древ­ней­шие из­вест­ные про­из­ве­де­ния Г., соз­дан­ные в Ме­со­по­та­мии, Пе­ред­ней Азии и Егип­те в 4-м тыс. до н. э., сви­детель­ст­ву­ют о вы­со­ком уров­не её раз­ви­тия. Это гл. обр. ци­лин­д­рич. пе­ча­ти (ин­та­лии), от­тис­ки ко­то­рых да­ют раз­вёр­ну­тые мно­го­фи­гур­ные ком­по­зи­ции. На древ­ней­ших пе­ча­тях Шу­ме­ра (нач. 3-го тыс. до н. э.) час­то встре­ча­ют­ся на­ив­но-реа­ли­стич. фи­гу­ры жи­вот­ных и лю­дей, жан­ро­вые и ми­фо­ло­гич. сце­ны; изо­бра­же­ния от­ли­ча­ют­ся не­при­ну­ж­дён­но­стью ком­по­зи­ции. Позд­нее изо­бра­же­ния ста­но­вят­ся ста­тич­ны­ми и ус­лов­ны­ми, час­то пре­вра­ща­ясь в по­до­бие гео­мет­рич. узо­ра. В Г. Ак­ка­да вновь уси­ли­ва­ют­ся реа­ли­стич. тен­ден­ции, ком­по­зи­ция при­об­ре­та­ет бо́ль­шую сво­бо­ду и ди­на­ми­ку. Тра­ди­ции Ак­ка­да про­дол­жа­ют ци­лин­д­рич. пе­ча­ти Ас­си­рии, для ко­то­рых ха­рак­тер­ны мно­го­об­ра­зие сю­же­тов (сце­ны охо­ты, вой­ны и др.), тща­тель­ность от­дел­ки, тя­го­те­ние к де­ко­ра­тив­ной ор­на­мен­таль­но­сти. С ме­со­по­там­ской Г. свя­за­ны гем­мы Урар­ту и гос-ва Ахе­ме­ни­дов. Пе­ча­ти Егип­та обыч­но име­ли фор­му свя­щен­но­го жу­ка-ска­ра­бея из кам­ня или фа­ян­са: на ниж­ней сто­ро­не пе­ча­ти вы­ре­за­лись ие­рог­ли­фич. тек­сты или изо­бра­же­ния ми­фо­ло­гич. пер­со­на­жей.

Под влия­ни­ем Древ­не­го Вос­то­ка ис­кусство Г. раз­ви­ва­лось в Сре­ди­зем­но­мо­рье. Гем­мы Кри­та от­ли­ча­лись ост­ро­той и сво­бо­дой ком­по­зи­ции, ди­на­миз­мом и обоб­щён­но­стью ри­сун­ка, уме­ни­ем рез­чи­ка впи­сать в кро­шеч­ный овал кам­ня слож­ные ком­по­зи­ции. Крит­ская Г. ока­за­ла влия­ние на раз­ви­тие Г. в ми­кен­ской Гре­ции, где пе­ча­ти раз­ных форм со­з­да­ва­лись пре­им. из мяг­ких ма­те­риа­лов.

В иск-ве Древ­ней Гре­ции Г. на­ча­ла раз­ви­вать­ся в позд­не­гео­мет­рич. пе­ри­од (8 в. до н. э.); из иск-ва Егип­та и Ближ­не­го Вос­то­ка бы­ли за­им­ст­во­ва­ны тех­ни­ка и не­ко­то­рые ико­но­гра­фич. мо­ти­вы. С 7 в. до н. э. пе­ча­ти вы­ре­за­лись на але­ба­ст­ре, мра­мо­ре, сло­но­вой кос­ти и кос­тя­ных дис­ках. В гем­мах ар­ха­ич. Гре­ции (6 – нач. 5 вв.) по­яв­ля­ют­ся за­им­ст­во­ван­ные из Егип­та мо­ти­вы ска­ра­бея и ска­ра­бео­и­да. В это вре­мя был изо­бре­тён ста­нок с вра­щаю­щи­ми­ся мед­ны­ми ко­лё­си­ка­ми, ко­то­рый по­зво­лил пе­рей­ти к об­ра­бот­ке бо­лее твёр­дых ма­те­риа­лов (сер­до­лик, хал­це­дон, яш­мы, гор­ный хру­сталь). С это­го вре­ме­ни про­из­ве­де­ния Г. ста­ли под­пи­сы­вать­ся ху­дож­ни­ка­ми. В пе­ри­од клас­си­ки (5–4 вв.) всё боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­ет ис­поль­зо­ва­ние де­ко­ра­тив­ных ка­честв кам­ня, мяг­ких жи­во­пис­ных эф­фек­тов про­све­чи­ва­ния. Од­но из выс­ших дос­ти­же­ний Г. это­го вре­ме­ни – 4 пе­ча­ти Дек­са­ме­на Хи­ос­ско­го (2-я пол. 5 в. до н. э.), сре­ди ко­то­рых 1 порт­рет­ная.

В эпо­ху эл­ли­низ­ма в Гре­цию в боль­шом ко­ли­че­ст­ве вво­зи­лись мно­го­цвет­ные вост. ми­не­ра­лы: алые гра­на­ты, ли­ло­вые си­рий­ские аль­ман­ди­ны, фио­ле­то­вые аме­ти­сты, зе­лё­ные цей­лон­ские бе­рил­лы и др. Гл. но­во­вве­де­ни­ем ста­ли гем­мы из мно­го­слой­но­го сар­до­ник­са с че­ре­до­ва­ни­ем свет­лых и крас­ных сло­ёв, на ко­то­ром мож­но бы­ло соз­да­вать про­стран­ст­вен­ные пла­ны и по­ли­хром­ные эф­фек­ты. При дво­рах эл­ли­ни­стич. мо­нар­хов (в т. ч. Пто­ле­ме­ев в Алек­сан­д­рии Еги­пет­ской) осо­бо­го рас­цве­та дос­тиг­ла порт­рет­ная Г., сфор­ми­ро­ва­лись круп­ные кол­лек­ции про­из­ве­де­ний Г. Пли­ний Стар­ший упо­ми­на­ет рез­чи­ка Пир­го­те­ла, ко­то­ро­му бы­ло по­зво­ле­но вы­ре­зать на изум­ру­де порт­рет Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го (не со­хра­нил­ся).

Ок. 540 до н. э. под влия­ни­ем греч. иск-ва Г. по­лу­чи­ла раз­ви­тие в Эт­ру­рии. В Древ­нем Ри­ме глип­ти­ка ори­ен­ти­ро­ва­лась на греч. и эт­рус­ские об­раз­цы. Пе­ри­од ран­ней им­пе­рии (1–2 вв. н. э.) – эпо­ха но­во­го рас­цве­та Г. В Ри­ме ра­бо­та­ли греч. мас­те­ра, круп­ней­ши­ми из них бы­ли Ага­топ, Со­лон, Дио­ску­рид (став­ший лич­ным рез­чи­ком имп. Ав­гу­ста). На ос­но­ве эл­ли­ни­стич. тра­ди­ций соз­да­ва­лись рос­кош­ные мно­го­фи­гур­ные ка­меи, изо­бра­жав­шие три­умф им­пе­ра­то­ра. Гем­мы 3–5 вв. от­ра­жа­ли но­вую, хри­сти­ан­скую ико­но­гра­фию.

Глиптика. «Осуждение Ореста». Греко-римская камея. 1 в. до н. э. Эрмитаж (С.-Петербург).

В сред­ние ве­ка Г. раз­ви­ва­лась гл. обр. на Вос­то­ке. В Ви­зан­тии ка­меи с од­но- и двух­фи­гур­ны­ми ком­по­зи­ция­ми ук­ра­ша­ли книж­ные ок­ла­ды, ис­поль­зо­ва­лись в ка­че­ст­ве пе­ча­тей и ук­ра­ше­ний. На му­сульм. Вос­то­ке ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли гем­мы-ин­та­лии с над­пи­ся­ми. Кал­ли­гра­фи­че­ски тон­кие рез­ные тек­сты ук­ра­ша­ли пе­ча­ти ср.-век. Ки­тая. В ср.-век. Ев­ро­пе Г. пе­ре­жи­ла крат­кий рас­цвет в эпо­ху «Ка­ро­линг­ско­го воз­ро­ж­де­ния», ко­гда соз­да­ва­лись ин­та­лии из гор­но­го хру­ста­ля. Позд­нее су­ще­ст­во­ва­ли отд. цен­тры по про­из-ву рез­ных кам­ней. По­сле 4-го кре­сто­во­го по­хо­да 1204, ко­гда Ев­ро­па по­зна­ко­ми­лась с ан­тич­ной и ви­зант. Г., во Фран­ции и Ита­лии за­ро­ди­лась мо­да на рез­ные кам­ни, под­ра­жаю­щие клас­сич. об­раз­цам. В Ита­лии при дво­ре имп. Фрид­ри­ха II Штау­фе­на поя­ви­лись ка­меи из мно­го­слой­но­го сар­до­ник­са с изо­бра­же­ни­ем сим­во­лов имп. вла­сти, ми­фо­ло­гич. сю­же­тов, порт­ре­та­ми им­пе­ра­то­ров.

В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния иск-во Г. дос­тиг­ло уров­ня, срав­ни­мо­го с ан­тич­ным. В 15 в. в ре­нес­санс­ных цен­трах Ита­лии на­ря­ду с ко­пи­ро­ва­ни­ем про­из­ве­де­ний ан­тич­ной Г. соз­да­ва­лись порт­рет­ные гем­мы в ан­ти­ки­зи­рую­щем ду­хе. Ве­ду­щи­ми итал. мас­те­ра­ми 15–16 вв. бы­ли Ф. Ан­ки­ни, Мат­тео дель Нас­са­ро, В. Бел­ли, Дж. Бер­нар­ди, Яко­по да Трец­цо. В 16 в. иск-во Г. рас­про­стра­ни­лось в Сев. Ев­ро­пе. Во Фран­ции 16–17 вв. в мо­ду во­шли гем­мы из пер­ла­мут­ра. Од­ним из цен­тров их про­из­вод­ст­ва в Гер­ма­нии был Нюрн­берг, где об­раз­ца­ми слу­жи­ли, в ча­ст­но­сти, ри­сун­ки и гра­вю­ры А. Дю­ре­ра. Важ­ную роль в раз­ви­тии Г. сыг­ра­ла мас­тер­ская О. Ми­зе­ро­ни в Пра­ге при имп. Ру­доль­фе II. Для порт­ре­тов те­перь ис­поль­зо­ва­ли мо­но­хром­ные кам­ни вме­сто мно­го­слой­но­го сар­до­ник­са.

Глиптика. Дж. Пихлер. Инталия «Амури Психея». 1760–80. Эрмитаж (С.-Петербург).

Но­вый подъ­ём Г. свя­зан с эпо­хой клас­си­циз­ма (2-я пол. 18 – нач. 19 вв.). Осн. цен­тром был Рим, где ко­пи­ро­ва­лись ан­тич­ные гем­мы, а так­же вы­ре­за­лись изо­бра­же­ния па­мят­ни­ков ан­тич­ной скульп­ту­ры, порт­ре­ты вы­даю­щих­ся лю­дей древ­но­сти и со­вре­мен­ни­ков в клас­сич. сти­ле (мас­те­ра Ф. Сир­лет­ти, Дж. Кос­тан­ци, се­мей­ст­во Пих­ле­ров). Зна­ме­ни­тым нем. рез­чи­ком был Й. Л. Нат­тер, зна­ток и со­би­ра­тель, ав­тор ка­та­ло­га ан­тич­ных гемм в ча­ст­ных англ. со­б­ра­ни­ях с собств. ри­сун­ка­ми (1754). Вто­рым круп­ней­шим цен­тром стал Лон­дон, где бы­ла от­кры­та шко­ла резь­бы по кам­ню. С сер. 18 в. про­из­ве­де­ния Г. ста­ли зна­чи­тель­но круп­нее и за­час­тую вклю­ча­ли в се­бя вос­про­из­ве­де­ния жи­во­пис­ных ра­бот. Мас­со­во­му рас­про­стра­не­нию Г. спо­соб­ст­во­вал но­вый спо­соб от­лив­ки кам­ней из стек­ло­вид­ной мас­сы (т. н. ли­ти­ки). Гем­мы соз­да­ва­лись в гип­се, фа­ян­се, би­ск­ви­те; бо­гем­ские мас­те­ра изо­бре­ли тех­ни­ку ими­та­ции ка­мей из мо­лоч­но­го стек­ла, вмон­ти­ро­ван­ных в из­де­лия из гор­но­го хру­ста­ля (суль­фи­ды). Вы­даю­щи­ми­ся мас­те­ра­ми это­го иск-ва в Рос­сии бы­ли рез­чи­ки А. А. Еса­ков, И. А. Ши­лов, П. Е. Доб­ро­хо­тов. По­след­ний рас­цвет Г. пе­ре­жи­ла при На­по­ле­о­не I (порт­рет­ные ка­меи На­по­ле­о­на I в имп. лав­ро­вом вен­ке, в об­ра­зе рим. имп. Ав­гу­ста). Рас­про­стра­не­ние гемм из лег­ко­об­ра­ба­ты­вае­мых ма­те­риа­лов (пер­ла­мутр, ко­ралл и вул­ка­нич. ла­ва) ста­ло пред­вес­ти­ем упад­ка Г. как ви­да иск-ва в сер. 19 в.

Лит.: Natter J. L. Traité de la méthode an­tique de graver en pierres fines. Londres, 1754; Мак­си­мо­ва М. И. Ан­тич­ные рез­ные кам­ни Эр­ми­та­жа. Л., 1926; Бо­ри­сов А. Я., Лу­ко­нин В. Г. Са­са­нид­ские гем­мы. Л.,1963; Vollen­weider M. L. Die Steinschneidekunst und ihre Künstler in spätrepublikanischer und augu­ste­ischer Zeit. Baden-Baden, 1966; Ка­ган Ю. О. За­пад­но­ев­ро­пей­ские ка­меи в со­б­ра­нии Эр­ми­та­жа. Л., 1973; Не­ве­ров О. Я. Ан­тич­ные ин­та­лии. Л., 1976; он же. Ан­тич­ные ка­меи. СПб., 1994; Zazoff P. Die antiken Gem­men. Münch., 1983; Andrews C. A. R. Ancient Egyptian je­wellery. L., 1990; Seidmann G. Portrait came­os // Cameos in context. Oxf.; Houlton, 1993; Plantzos D. Hellenistic engraved gems. Oxf., 1999.

Вернуться к началу