Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГИМНА́ЗИИ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 138-139

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Зубков (гимназии в Рос. империи)

ГИМНА́ЗИИ (от др.-греч. γυμνάσιον – учеб­но-вос­пи­та­тель­ное за­ве­де­ние), сред­ние об­ще­об­ра­зо­ват. учеб­ные за­ве­де­ния, ха­рак­тер­ные для сис­те­мы клас­си­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния. Тер­мин «Г.» упот­реб­лял­ся так­же в зна­че­нии «ме­сто для уп­раж­не­ний». В этом зна­че­нии Г. функ­цио­ни­ро­ва­ли в древ­них го­ро­дах Гре­ции, Егип­та, Си­рии, Ма­лой Азии. С кон. 5 в. Г. ста­ли об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ния­ми, в них ве­ли свои бе­се­ды фи­ло­со­фы, ри­то­ры, учё­ные. Наи­бо­лее из­вест­ны греч. Г.: Дро­мос в Спар­те, три Г. в Афи­нах, Кра­ней­он в Ко­рин­фе и др.

Ста­нов­ле­ние ев­роп. Г. Но­во­го вре­ме­ни свя­за­но с воз­ник­но­ве­ни­ем в 15–16 вв. ла­тин­ских школ (на­зы­ва­лись так­же ли­це­ями, учё­ны­ми шко­ла­ми, пе­да­го­гиу­ма­ми и др.), го­то­вив­ших к по­сту­п­ле­нию в уни­вер­си­тет. Пер­вая та­кая шко­ла воз­ник­ла в Лон­до­не в 1510; в Гер­ма­нии пер­вая по­пыт­ка по­строе­ния сис­те­мы гим­на­зич. об­ра­зо­ва­ния при­над­ле­жит Ф. Ме­лан­хто­ну, ос­но­вав­ше­му «выс­шую шко­лу» в Нюрн­бер­ге (1526). Шко­ла го­тови­ла уча­щих­ся к об­ществ. служ­бе и даль­ней­шим на­уч. за­ня­ти­ям. С кон. 17 – нач. 18 вв. в про­грам­мы Г. по­сте­пен­но про­ни­ка­ли эле­мен­ты на­уч. ес­те­ст­во­зна­ния, по­вы­шал­ся удель­ный вес но­вых язы­ков. В 19 – нач. 20 вв. Г. име­лись в Рос­сии, Ав­ст­ро-Венг­рии, Бол­га­рии, Гер­ма­нии, Гол­лан­дии, Гре­ции, Да­нии, Сер­бии и нем. кан­то­нах Швей­ца­рии.

Во 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв. гим­на­зич. об­ра­зо­ва­ние диф­фе­рен­ци­ру­ет­ся. По­яв­ля­ют­ся раз­но­вид­но­сти Г.: ре­аль­ные, но­вых язы­ков, ес­те­ст­вен­но-ма­те­ма­ти­че­ские (ино­гда су­ще­ст­во­ва­ли как со­от­вет­ст­вую­щие от­де­ле­ния Г.). В 1950–1970-х гг. воз­ник­ли эко­но­мич., тех­нич., муз., спор­тив­ные и др. Г., осу­ще­ст­в­ляю­щие под­го­тов­ку в от­рас­ле­вые ву­зы. Па­рал­лель­но с диф­фе­рен­циа­ци­ей офор­ми­лись аль­тер­на­тив­ные тен­ден­ции к уни­фи­ка­ции гим­на­зич. об­ра­зо­ва­ния: на­ря­ду с вве­де­ни­ем но­вых пред­ме­тов (пси­хо­ло­гии, эко­но­ми­ки, вы­чис­лит. тех­ни­ки и др.) оп­ре­де­лил­ся круг обя­за­тель­ных пред­ме­тов – ху­дож.-язы­ко­вый, по­ли­тич., ес­те­ст­вен­но-ма­те­ма­тич., ре­ли­ги­оз­ный и др. В нач. 21 в. Г. функ­цио­ни­руют в боль­шин­ст­ве ев­роп. стран; во Фран­ции им со­от­вет­ст­ву­ют ли­цеи и кол­ле­жи, в Ве­ли­ко­бри­та­нии – грам­ма­ти­че­ские и выс­шие шко­лы, в США – выс­шие шко­лы, в Ис­па­нии – ин­сти­ту­ты и кол­лед­жи, в Ита­лии – ли­цеи. Во мно­гих стра­нах Г. со­хра­ня­ют зна­че­ние един­ст­вен­но­го, не­об­хо­ди­мо­го для по­сту­п­ле­ния в уни­вер­си­тет, зве­на сред­не­го об­разо­ва­ния (час­то без эк­за­ме­нов – по кон­кур­су гим­на­зич. ат­те­ста­тов).

Гимназии в России

В 1804–72 Г. – ос­нов­ной, а в 1872–1918 – один из ос­нов­ных (на­ря­ду с ре­аль­ны­ми учи­ли­ща­ми) ти­пов ср. учеб­но­го за­ве­де­ния. Пер­вы­ми соз­да­ны муж­ские гим­на­зии – Ака­де­ми­че­ская гим­на­зия, Г. при Моск. ун-те (1755–1812) и в Ка­за­ни (ос­но­вана в 1758). Ус­тав учеб­ных за­ве­де­ний, под­ве­дом­ст­вен­ных уни­вер­си­те­там (1804), пред­пи­сал соз­да­ние Г. в ка­ж­дом гу­берн­ском го­ро­де (реа­ли­зо­ва­но в 1820-х гг.). Име­ли 4 клас­са. Изу­ча­лись лат., нем. и франц. язы­ки, ис­то­рия, гео­гра­фия, ста­ти­сти­ка, ес­теств. ис­то­рия, ма­те­ма­ти­ка, фи­зи­ка (до 1819 так­же ряд др. пред­ме­тов), а с 1819 – За­кон Бо­жий и рус. яз. В 1804–28 при по­сту­п­ле­нии в Г. тре­бо­ва­лось зна­ние кур­са уезд­ных учи­лищ. В со­от­вет­ст­вии с Ус­та­вом гим­на­зий, учи­лищ уезд­ных и при­ход­ских 1828 (пол­но­стью вве­дён в сер. 1830-х гг.) курс Г. уве­ли­чен до 7 лет, Г. ста­ли фак­ти­че­ски вы­пол­нять так­же функ­ции на­чаль­ной шко­лы. Вво­ди­лось пре­по­да­ва­ние греч. яз. (к 1851 ве­лось в 45 из 74 Г.). С 1849 древ­ние язы­ки изу­ча­ли толь­ко гим­на­зи­сты, на­ме­ре­вав­шие­ся по­сту­пить в уни­вер­си­те­ты. В 1851 пре­по­да­ва­ние греч. яз. в боль­шин­ст­ве Г. пре­кра­ще­но. Ус­тав гим­на­зий и про­гим­на­зий 1864 ввёл раз­де­ле­ние Г. на ре­аль­ные (в 1871 пе­ре­име­но­ва­ны в ре­аль­ные уч-ща, в 1872 ут­верж­дён их ус­тав) и клас­си­че­ские, пре­ду­смот­рел воз­мож­ность соз­да­ния про­гим­на­зий – не­пол­ных ср. учеб­ных за­ве­де­ний (име­ли 4–6 клас­сов). Все уча­щие­ся клас­сич. Г. изу­ча­ли лат. яз.; по ме­ре воз­мож­но­сти в них вво­ди­лось пре­по­да­ва­ние греч. яз. Со­глас­но Ус­та­ву гим­на­зий и про­гим­на­зий 1871 (дей­ст­во­вал до 1918) срок обу­че­ния в 7-м клас­се со­став­лял 2 го­да (в 1875 он раз­де­лён на 7-й и 8-й клас­сы), рас­ши­ре­ны кур­сы древ­них язы­ков (до 1890 – ок. 40% учеб­но­го вре­ме­ни), при Г. соз­да­ны при­го­то­ви­тель­ные клас­сы, вы­пол­няв­шие функ­ции на­чаль­ной шко­лы. В нач. 20 в. изу­че­ние греч. яз. в боль­шин­ст­ве Г. ста­ло не­обя­за­тель­ным. В 1913 су­ще­ст­во­ва­ли 441 муж­ская Г. (в 1855 – 79, в 1886 – 175), 14 шес­ти­класс­ных (в 1886 – 20) и 15 че­ты­рёх­класс­ных (в 1886 – 50) про­гим­на­зий, в них обу­ча­лось св. 152 тыс. (в 1855 – 18 тыс., в 1886 – св. 70 тыс.) гим­на­зи­стов. Ли­ца, имев­шие сви­де­тель­ст­ва об окон­ча­нии муж­ских Г., име­ли при­ви­ле­гии при по­сту­п­ле­нии на гос. служ­бу и про­из­вод­ст­ве в 1-й чин, при­ни­ма­лись в уни­вер­си­те­ты без всту­пи­тель­ных ис­пы­та­ний (в 1835–63 они сда­ва­ли эк­за­ме­ны, но име­ли пре­иму­ще­ст­ва пе­ред дру­ги­ми аби­ту­ри­ен­та­ми, в 1863–1884 ино­гда под­вер­га­лись ис­пы­та­ни­ям по ре­ше­нию уни­вер­си­те­та).

Жен­ские гим­на­зии и про­гим­на­зии име­ли 7 клас­сов (боль­шин­ст­во – так­же до­пол­ни­тель­ный 8-й пе­да­гогич. класс), их кур­сы бы­ли близ­ки к кур­су муж­ских Г., од­на­ко (за не­боль­шим ис­клю­че­ни­ем) в них от­сут­ст­во­ва­ли древ­ние язы­ки. Раз­ли­ча­лись по ве­дом­ст­вен­ной при­над­леж­но­сти. Г. Ве­дом­ст­ва уч­ре­ж­де­ний им­пе­рат­ри­цы Ма­рии (ВУИМ) су­ще­ст­во­ва­ли с 1858 (до 1862 име­но­ва­лись уч-ща­ми для при­хо­дя­щих де­виц), дей­ст­во­ва­ли на ос­но­ве ус­та­ва 1862. Пер­вые жен­ские Г. и про­гим­на­зии ве­дом­ст­ва Мин-ва нар. про­све­ще­ния (МНП) соз­да­ны со­глас­но По­ло­же­нию о жен­ских гим­на­зи­ях и про­гим­на­зи­ях 1870 на ос­но­ве су­ще­ст­во­вав­ших с 1858 жен­ских уч-щ 1-го и 2-го раз­ря­дов. Вы­пу­ск­ни­цы по­лу­ча­ли зва­ния на­чаль­ных учи­тель­ниц и учи­тель­ниц нар. учи­лищ, а окон­чив­шие пе­да­го­гич. класс – до­маш­них на­став­ниц и учи­тель­ниц. В 1909 МНП бы­ли под­ве­дом­ст­вен­ны 590 жен­ских Г. и 117 жен­ских про­гим­на­зий (в них обу­ча­лось св. 237 тыс. гим­на­зи­сток), в ВУИМ со­стоя­ли 33 Г. (св. 15 тыс. гим­на­зи­сток).

Преподавателичастной гимназии И. Л. Поливанова. Фото. 1904.

С 1868 не­ко­то­рые ча­ст­ные уч-ща 1-го раз­ря­да по­лу­ча­ли на­име­но­ва­ние ча­ст­ных Г.; сре­ди наи­бо­лее из­ве­ст­ных – муж­ская гимназия Л. И. По­ли­ва­но­ва (позд­нее И. Л. По­ли­ва­но­ва) и жен­ская гим­на­зия С. Н. Фи­шер в Мо­ск­ве. В муж­ских и жен­ских Г. обу­ча­лись де­ти всех со­сло­вий и ве­ро­ис­по­ве­да­ний. В 1827 в них пре­кра­щён при­ём де­тей кре­по­ст­ных и дво­ро­вых, в 1887 в муж­ские Г. ог­ра­ни­че­но по­сту­п­ле­ние лиц иу­дей­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния, «де­тей ла­воч­ни­ков и то­му по­доб­ных лю­дей». В 1828–64 к гим­на­зи­стам до­пус­ка­лось при­ме­не­ние те­лес­ных на­ка­за­ний. Обу­че­ние в Г. бы­ло бес­плат­ным в 1804–19, за­тем для боль­шин­ст­ва уча­щих­ся плат­ным. По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 ста­ли от­кры­вать­ся Г. и про­гим­на­зии с со­вме­ст­ным обу­че­ни­ем маль­чи­ков и де­во­чек. В 1918 в со­от­вет­ст­вии с По­ло­же­ни­ем ВЦИК «О еди­ной тру­до­вой шко­ле» Г. в РСФСР пре­об­ра­зо­ва­ны в шко­лы 1-й и 2-й сту­пе­ней.

В 1863–82 су­ще­ст­во­ва­ли во­ен­ные гим­на­зии (б. ч. соз­да­на на ос­но­ве об­щих клас­сов ка­дет­ских кор­пу­сов). Яв­ля­лись за­ве­де­ния­ми ин­тер­нат­но­го ти­па, с 1873 при­ни­ма­ли и при­хо­дя­щих уче­ни­ков. Вы­пу­ск­ни­ки гл. обр. по­сту­па­ли в спец. во­ен­но-учеб­ные за­ве­де­ния. В 1879 бы­ло 18 во­ен. Г. Ре­ор­га­ни­зо­ва­ны в ка­дет­ские кор­пу­са.

Г. вновь ста­ли соз­да­вать­ся в кон. 1980-х гг. Со­глас­но «Ти­по­во­му по­ло­жению об об­ще­об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­нии» (2001), Г. реа­ли­зу­ет об­ще­об­ра­зо­ват. про­грам­мы ос­нов­но­го об­ще­го и сред­не­го (пол­но­го) об­ра­зо­ва­ния, обес­пе­чи­ваю­щие до­пол­ни­тель­ную (уг­луб­лён­ную) под­го­тов­ку обу­чаю­щих­ся по пред­ме­там гу­ма­ни­тар­но­го про­фи­ля, и мо­жет так­же реа­ли­зо­вы­вать про­грам­му на­чаль­но­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния. В 2004/2005 учеб­ном го­ду в РФ на­счи­ты­ва­лось св. 1,2 тыс. гим­на­зий.

Лит.: Але­шин­цев И. Ис­то­рия гим­на­зи­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии (XVIII и XIX век). СПб., 1912; Кан­дау­ро­ва Т. Н. Гим­на­зии // Очер­ки рус­ской куль­ту­ры XIX в. М., 2001. Т. 3.

Вернуться к началу