ГЕ́ТТО
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ГЕ́ТТО (итал. ghetto, getto), в первоначальном значении – часть города, выделенная для проживания евреев. Термин «Г.» появился в 16 в., вероятно, после того, как в Венеции около пушечной мастерской (итал. ghetta) в 1516 был создан евр. квартал. Возникавшие естеств. образом евр. кварталы в европ. городах известны с 11–12 вв. (в Германии – Judengasse, Judenviertel, в Англии – Jewry, во Франции – Juiverie, в Испании – Juderia и т. д.). Право на их учреждение имело характер привилегии. С 14–15 вв. проживание евреев в Г. стало принудительным, совместное проживание христиан и евреев запрещалось. Г. обладали самоуправлением, их внутр. жизнь регулировалась верхушкой евр. общины и раввинами. Г. обносились стеной, запирались на ночь и по христианским праздникам. Расширять территорию Г. не разрешалось, поэтому они быстро превращались в перенаселённые трущобы. Г., как институт Средневековья, были ликвидированы в Зап. Европе в 1-й пол. 19 в. – в период становления системы буржуазного гражд. права, запрещавшего дискриминацию по религ. и нац. признаку. Последнее традиц. Г., располагавшееся в Риме, было упразднено в 1870 после вхождения Рима в Итал. королевство. В Рос. империи Г. не было, но на территории, присоединённой к ней по разделам Речи Посполитой, с кон. 18 в. и до 1917 существовала черта оседлости, за пределами которой евреям запрещалось постоянное жительство. В период 2-й мировой войны нацистская Германия создала на оккупированных ею территориях сеть Г. – фактически концлагерей для изоляции и геноцида евреев (см. Холокост). Вооруж. восстания узников Г. в Ковеле, Дубно, Минске, Несвиже, Луцке, Бродах и др. городах в 1942, Белостоке, Кракове, Ченстохове, Варшаве (см. Варшавское восстание 1943) и др. городах в 1943 были частью героич. антифашистской борьбы народов Европы.
В широком смысле Г. – замкнутые сообщества внутри городов, образованные по этнич., расовому (см., напр., Гарлем) или религ. признаку. Как правило, они располагаются в трущобных районах, характеризующихся социальным неблагополучием, низким уровнем жизни, повышенной преступностью. Г. рассматривается как одна из форм территориального существования меньшинств при невозможности их быстрой ассимиляции в окружающее (доминантное) общество. Различают «добровольные гетто», создаваемые самими меньшинствами для сохранения своей культурной идентичности, и «принудительные гетто», установленные законодательно. Классич. концепция Г. как территориально-культурного сообщества разработана Л. Виртом. С кон. 1960-х гг. как эквивалент термина «Г.» используется термин «внутренняя колония».