Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕНИЗА́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 561

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГЕНИЗА́ (евр. גניזה), хра­ни­ли­ще при­шед­ших в не­год­ность ру­ко­пи­сей свя­щен­ных книг (Та­нах, Тал­муд и др.), их фраг­мен­тов, свит­ков, со­дер­жа­щих име­на или эпи­те­ты Бо­га, а так­же пред­ме­тов си­на­го­галь­но­го оби­хо­да и ри­туа­ла, унич­то­же­ние ко­то­рых вос­пре­ща­ет­ся евр. ре­лиг. нор­ма­ми. На­ря­ду со свя­щен­ны­ми тек­ста­ми, в Г. мог­ли так­же хра­нить­ся до­ку­мен­ты, важ­ные для внутр. ду­хов­ной жиз­ни об­щин: ре­ше­ния ду­хов­ных су­дов, об­щин­ные за­пи­си, пе­ре­пис­ка с га­ла­хич. ав­то­ри­те­та­ми и т. п.

Наи­боль­шей из­вест­но­стью, по при­чи­не об­на­ру­же­ния в ней со­тен уни­каль­ных ру­ко­пи­сей, поль­зу­ет­ся Г. си­на­го­ги Эз­ра в Фус­та­те (Ста­рый Ка­ир), ос­но­ван­ной в 882 на мес­те по­лу­раз­ру­шен­ной копт­ской ц. Св. Ми­хаи­ла. В Ев­ро­пе о су­ще­ст­во­ва­нии Ка­ир­ской Г. ста­ло извест­но в 18–19 вв.; к её ос­мот­ру в 1753 был до­пу­щен нем. пу­те­ше­ст­вен­ник и кни­го­тор­го­вец Си­мон фон Гель­дерн (1720–88), в 1864 – пи­сец аш­ке­наз­ской об­щи­ны Ие­ру­са­ли­ма Яков Сапир (1822–85). Во 2-й пол. 19 в. не­ко­то­рые фраг­мен­ты ру­ко­пи­сей из Ка­ир­ской Г. уда­лось тай­но вы­вез­ти ка­ра­им­ско­му ли­те­ра­то­ру, ан­тик­ва­ру и кол­лекцио­не­ру А. Фир­ко­ви­чу (1787–1874), а так­же из­вест­но­му евр. лек­си­ко­гра­фу А. Гар­ка­ви (1863–1939).

На­уч. ин­те­рес к ру­ко­пи­сям Ка­ир­ской Г. осо­бен­но уси­лил­ся по­сле 1896, ко­гда кем­бридж­ско­му геб­раи­сту С. Шех­те­ру (1847–1915) в хо­де его Ка­ир­ской экс­пе­ди­ции уда­лось иден­ти­фи­ци­ро­вать один из фраг­мен­тов ру­ко­пи­си как ра­нее не­из­вест­ный евр. текст Кни­ги Пре­муд­ро­сти Ии­су­са, сы­на Си­ра­хо­ва (ны­не в со­б­ра­нии Бод­ли­ан­ской б-ки Окс­форд­ско­го ун-та). Так­же в со­б­ра­нии Ка­ир­ской Г. бы­ли об­на­ру­же­ны фраг­мен­ты греч. пе­ре­во­дов Вет­хо­го За­ве­та, вы­пол­нен­ных Ак­ви­лой, древ­ние па­ле­стин­ские, ва­ви­лон­ские и ис­пан­ские пию­ты (про­из­ве­де­ния, от­но­ся­щие­ся к евр. ли­тур­гич. по­эзии), аш­ке­наз­ские ли­тур­гич. по­эмы, ру­ко­пи­си 13 и 15 вв. на иди­ше. В 1897 Шех­те­ром в Анг­лию бы­ло вы­ве­зе­но ок. 140 тыс. фраг­мен­тов ма­ну­ск­рип­тов, что от­кры­ло ев­роп. на­уч. об­ще­ст­вен­но­сти цен­ней­шие ру­ко­пи­си 8–19 вв., ка­саю­щие­ся ис­то­рии евр. об­щин мн. об­лас­тей Ближ­не­го Вос­то­ка, их ду­хов­ной и ре­лиг. жиз­ни, а так­же уча­стия этих об­щин в эко­но­мич. жиз­ни ре­гио­на и от­но­ше­ний с му­сульм. на­се­ле­ни­ем и пра­ви­те­ля­ми (осо­бен­но важ­ны до­ку­мен­ты 10–13 вв. – эпо­хи Фа­ти­ми­дов и Ай­ю­би­дов). Об­на­ру­жен­ные до­ку­мен­ты по­зво­ли­ли так­же уточ­нить дан­ные о жиз­ни и твор­че­ст­ве бо­го­сло­ва Йо­се­фа аль-Фай­ю­ми (ок. 842–942), Га­ле­ви, Май­мо­ни­да и др. Наи­бо­лее древ­ние ру­ко­пи­си Ка­ир­ской Г. да­ти­ро­ва­ны сер. 8 в. Б. ч. ру­ко­пи­сей ны­не рас­пре­де­ле­на ме­ж­ду со­бра­ни­ем Тей­ло­ра – Шех­те­ра Кем­бридж­ско­го ун-та и кол­лек­ци­ей Евр. тео­ло­гич. се­ми­на­рии в Нью-Йор­ке; еди­нич­ные па­мят­ни­ки на­хо­дят­ся в биб­лио­те­ках Лон­до­на, Окс­фор­да, Па­ри­жа, Ве­ны, Бу­да­пеш­та, С.-Пе­тер­бур­га, Фи­ла­дель­фии. Ис­сле­до­ва­ния Г. др. древ­них си­на­гог, в ча­ст­но­сти в Три­по­ли и Ие­ру­са­ли­ме, а так­же в Фео­до­сии и Люб­ли­не, цен­ных ру­ко­пи­сей не вы­яви­ли.

Лит.: Sadan J. Genizah and Genizah-like prac­tices in Islamic and Jewish traditions // Bib­liotheca Orientalis. 1986. Vol. 43. № 1/2; A basic bibliography of the Genizah Collec­ti­on // www.lib.cam.ac.uk/Taylor-Schech­ter/Bib­liography.html#Art02.

Вернуться к началу