Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́ММА

Авторы: О. Я. Неверов
«Большая камея Франции» («Апофеоз Августа и Германика в правление Тиберия»). Сардоникс. 20-е гг. н. э. Национальная библиотека (Париж).

ГЕ́ММА (лат. gemma – поч­ка, гла­зок, дра­гоценный камень), про­из­ве­де­ние глип­ти­ки, гл. обр. по­лу­дра­го­цен­ный ка­мень с вре­зан­ны­ми или вы­пук­лы­ми изо­бра­же­ния­ми. Про­об­ра­зы Г. – кам­ни без резь­бы, слу­жив­шие аму­ле­та­ми и ук­ра­ше­ния­ми ещё в 4-м тыс. до н. э. Резь­ба на ми­не­ра­лах до­стиг­ла вы­со­чай­ше­го мас­тер­ст­ва в ан­тич­но­сти (6 в. до н. э. – 4 в. н. э.). Г. в фор­ме скара­бе­ев, мно­го­гран­ни­ков и ци­лин­дров кре­пи­лись на за­пя­стье, на гру­ди или у поя­са; не­ред­ко слу­жи­ли пе­ча­тя­ми, за­ме­няв­ши­ми под­пись. Ок. 3 в. до н. э. ими на­ча­ли ук­ра­шать ме­тал­лич. пер­ст­ни. Все Г. с уг­луб­лён­ной резь­бой, вос­про­из­во­див­шей­ся в от­тис­ке пе­ча­ти, но­сят назв. ин­та­лий. С кон. 4 в. до н. э. поя­ви­лись круп­ные рель­еф­ные (вы­пук­лые) Г. – ка­меи, в ко­то­рых ис­поль­зо­ва­лись мно­го­слой­ные, по­ли­хром­ные ми­не­ра­лы. Ес­ли вы­со­та ин­та­лии обы­чно не пре­вы­ша­ла 2 см, то ка­меи ино­гда дос­ти­га­ли 30 см в вы­со­ту («Боль­шая ка­мея Фран­ции», 20-е гг. н. э., Нац. б-ка, Па­риж).

Лит.: Мак­си­мо­ва М. И. Рез­ные кам­ни XVIII– XIX вв. Пу­те­во­ди­тель по вы­став­ке. Л., 1926; Лорд­ки­па­нид­зе М. Н. Гем­мы Го­су­дар­ст­вен­но­го му­зея Гру­зии. Тб., 1954–1972. Т. 1–5 (на груз. яз.); Не­ве­ров О. Я. Гем­мы ан­тич­но­го ми­ра. М., 1983.

Вернуться к началу