Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́ЛЬЦЕР ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 520

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. П. Дешкова
Е. В. Гельцер в партии Тао Хоа (балет «Красный мак» Р. М. Глиэра).

ГЕ́ЛЬЦЕР Ека­те­ри­на Ва­силь­ев­на [2(14).11.1876, Мо­ск­ва – 12.12.1962, там же], рос. ар­ти­ст­ка ба­ле­та. Дочь В. Ф. Гель­це­ра. Пер­вой сре­ди дея­те­лей ба­ле­та удо­сто­е­на зва­ния нар. арт. Рес­пуб­ли­ки (1925). В 1894 окон­чи­ла ба­лет­ный класс Моск. те­ат­раль­но­го уч-ща (пе­да­го­ги И. Д. Ни­ки­тин, Х. Мен­дес) и бы­ла за­чис­ле­на в труп­пу Боль­шо­го те­ат­ра. С 1896 в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре (С.-Пе­тер­бург). Тан­це­ва­ла в ба­ле­тах М. И. Пе­ти­па, ра­бо­та с ко­то­рым ока­за­ла на неё зна­чит. воз­дей­ст­вие. За­ня­тия в клас­се усо­вер­шен­ст­во­ва­ния у Х. П. Ио­ган­со­на при­да­ли тан­цу Г. от­то­чен­ность и вир­ту­оз­ность. В 1898 вер­ну­лась в Боль­шой те­атр и вско­ре за­ня­ла ве­ду­щее по­ло­же­ние в труп­пе. В со­вер­шен­ст­ве вла­дея тех­ни­кой клас­сич. тан­ца, по­ра­жа­ла эле­гант­но­стью ис­пол­не­ния вир­ту­оз­ных пар­тий – Ав­ро­ра, Одет­та–Одил­лия («Спя­щая кра­са­ви­ца», «Ле­бе­ди­ное озе­ро» П. И. Чай­ков­ско­го), Кит­ри («Дон Ки­хот» Л. Ф. Мин­ку­са). Яр­кая пред­ста­ви­тель­ни­ца рус. шко­лы клас­сич. тан­ца, Г. так­же бы­ла та­лант­ли­вой ак­три­сой. Под влия­ни­ем иск-ва Моск. ху­дож. те­ат­ра стре­ми­лась к под­лин­но­сти и пси­хо­ло­гич. глу­би­не об­ра­зов, над мн. пар­тия­ми ра­бо­та­ла с И. М. Мо­ск­ви­ным. Сто­рон­ни­ца ака­де­мич. шко­лы, ба­ле­ри­на ино­гда всту­па­ла в кон­фликт с А. А. Гор­ским, ба­лет­мей­сте­ром-ре­фор­ма­то­ром, од­на­ко имен­но в его «дра­ма­ти­че­ских ба­ле­тах» яр­че все­го про­явил­ся её ак­тёр­ский та­лант: Ме­до­ра («Кор­сар» А. Ада­на), Са­лам­бо («Са­лам­бо» А. Ф. Арен­дса), Ев­ни­ка («Ев­ни­ка и Пе­тро­ний» на муз. Ф. Шо­пе­на), Пас­туш­ка («Лю­бовь бы­ст­ра!» на муз. Э. Гри­га). В 1910–11 уча­ст­во­ва­ла в Рус­ских се­зо­нах в Па­ри­же, ус­пеш­но га­ст­ро­ли­ро­ва­ла по Ев­ро­пе и США, где её на­зы­ва­ли «са­мая рус­ская ба­ле­ри­на». По­след­ние зна­чит. ра­бо­ты Г. – Эс­ме­раль­да («Эс­ме­раль­да» Ч. Пу­ньи, 1926, ба­летм. В. Д. Ти­хо­ми­ров) и Тао Хоа («Крас­ный мак» Р. М. Гли­эра, 1927, ба­лет­мей­сте­ры Л. А. Ла­щи­лин и Ти­хо­ми­ров). Ос­та­вив Боль­шой те­атр, с 1935 га­ст­ро­ли­ро­ва­ла по стра­не с кон­церт­ны­ми но­ме­ра­ми. По­след­ний раз вы­сту­пи­ла в воз­рас­те 75 лет на сце­не Ко­лон­но­го за­ла До­ма Сою­зов. Гос. пр. СССР (1943). На­гра­ж­де­на ор­де­ном Ле­ни­на (1937).

Лит.: Мар­ты­но­ва О. Е. Гель­цер. М., 1965; Чер­но­ва Н. От Гель­цер до Ула­но­вой. М., 1979; Хол­фи­на С. Вспо­ми­ная мас­те­ров мо­с­ков­ско­го ба­ле­та... М., 1990.

Вернуться к началу