Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Авторы: А. М. Муратов

ГЕ Ни­ко­лай Ни­ко­лае­вич [15(27).2.1831, Во­ро­неж – 1(13) или 2(14).6.1894, ху­тор Ива­нов­ский Чер­ни­гов­ской губ.], рос. жи­во­пи­сец. Проф. (1863) и чл. (в 1872–1891) пе­терб. АХ. Пра­внук франц. им­ми­гран­та. Учил­ся на ма­те­ма­тич. ф-тах уни­вер­си­те­тов Кие­ва и С.-Пе­тер­бур­га (1847–49), в пе­терб. АХ (1850–57) у П. В. Ба­си­на. Пен­сио­нер АХ в Ита­лии (1857–63), по­се­тил так­же Гер­ма­нию, Фран­цию, Швей­ца­рию; в 1857–59 жил в Ри­ме (где по­зна­ко­мил­ся с А. А. Ива­но­вым), в 1860–69 – во Фло­рен­ции. В ран­нем твор­че­ст­ве за­мет­но влия­ние К. П. Брюл­ло­ва («Аэн­дор­ская вол­шеб­ни­ца вы­зы­ва­ет тень Са­муи­ла», 1856, ГРМ). От­ли­чаю­щие эту кар­ти­ну ро­ман­тич. па­те­ти­ка, ин­тен­сив­ный ко­ло­рит, кон­тра­ст­ное ос­ве­ще­ние оп­ре­де­ли­ли строй даль­ней­ше­го твор­че­ст­ва Ге. В Ита­лии об­ра­тил­ся к сю­же­там из др.-рим. ис­то­рии (эс­ки­зы не­осу­ще­ст­в­лён­ных кар­тин «Смерть Вир­ги­нии», «Раз­ру­ше­ние Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма», 1857–59, ГРМ, ГТГ), пи­сал пей­за­жи. Твор­че­ст­во А. А. Ива­но­ва вдох­но­ви­ло Ге на соз­да­ние кар­тин на еван­гель­ские те­мы (эс­киз кар­ти­ны «Воз­вра­ще­ние с по­гре­бе­ния Хри­ста», 1859; «Вест­ни­ки Вос­кре­се­ния», 1867; «Хри­стос в Геф­си­ман­ском са­ду», 1869–1880-е гг.; все – в ГТГ). Наи­боль­ший об­ществ. ре­зо­нанс вы­зва­ла кар­ти­на «Тай­ная ве­че­ря» (1863, ГРМ), где еван­гель­ский сю­жет трак­то­ван под­чёрк­ну­то реа­ли­сти­че­ски.

Н. Н. Ге. «Голгофа». 1893. Третьяковская галерея (Москва).

По воз­вра­ще­нии в С.-Пе­тер­бург Ге стал од­ним из уч­ре­ди­те­лей Т-ва пе­ре­движ­ных ху­дож. вы­ста­вок (ТПХВ, 1870). В 1871 об­ра­тил­ся к ис­то­рич. те­ма­ти­ке: в кар­ти­не «Пётр I доп­ра­ши­ва­ет ца­ре­ви­ча Алек­сея в Пе­тер­го­фе» (ГТГ) лич­ный кон­фликт сим­во­ли­зи­ру­ет про­ти­во­стоя­ние разл. ис­то­рич. сил. Сле­дую­щие ра­бо­ты Ге на те­мы отеч. ис­то­рии [«Ека­те­ри­на II у гро­ба им­пе­рат­ри­цы Ели­за­ве­ты», 1874, там же; «Пуш­кин в се­ле Ми­хай­лов­ском» («Пу­щин у Пуш­ки­на»), 1875, Ху­дож. му­зей, Харь­ков], ли­шён­ные внутр. дра­ма­тиз­ма, не удов­ле­тво­ри­ли ху­дож­ни­ка, и он на неск. лет ос­та­вил жи­во­пись.

В 1876 Ге по­се­лил­ся в сво­ём име­нии в Чер­ни­гов­ской губ., где за­нял­ся сель­ским хо­зяй­ст­вом и об­ществ. дея­тель­но­стью, по­мо­гая кре­сть­я­нам. Об­раз мыс­лей и на­строе­ния Г. ока­за­лись близ­ки ми­ро­воз­зре­нию Л. Н. Тол­сто­го, с ко­то­рым ху­дож­ник по­зна­ко­мил­ся в 1882. Вер­нув­шись к иск-ву в позд­ний пе­ри­од, Ге про­дол­жил ра­бо­ту над еван­гель­ски­ми сю­же­та­ми («Вы­ход Хри­ста с уче­ни­ка­ми в Геф­си­ман­ский сад», 1889, ГРМ; «Суд Си­нед­рио­на. "По­ви­нен смер­ти!"», 1892, ГТГ; «Рас­пя­тие», 1894, Му­зей Ор­се, Па­риж; не­окон­чен­ная кар­ти­на «Гол­го­фа», 1893, ГТГ). Мас­тер счи­тал, что ис­кус­ство долж­но «оп­ро­стить­ся», от­бро­сить кра­си­вую ма­не­ру, «за­ра­жать» идея­ми, тем са­мым про­ти­во­стоя раз­вле­ка­тель­но­му са­лон­но­му ис­кус­ст­ву. По­ка­зан­ная на 18-й вы­став­ке ТПХВ кар­ти­на «"Что есть ис­ти­на?" Хри­стос и Пи­лат» (1890, ГТГ) – луч­шая из ра­бот «Стра­ст­но­го цик­ла» – пред­став­ля­ет тра­гич. кон­фликт ци­низ­ма и ве­ры, про­ти­во­стоя­ние гру­бой си­лы и идеа­ла са­мо­по­жерт­во­ва­ния. Кар­ти­на бы­ла за­пре­ще­на цер­ков­ной цен­зу­рой и сня­та с вы­став­ки из-за не­ка­но­ни­че­ской трак­тов­ки об­раза Хри­ста. Жи­во­пись позд­не­го Ге на­столь­ко экс­прес­сив­на, что счи­та­лась со­вре­мен­ни­ка­ми не­окон­чен­ным под­ма­лёв­ком, хо­тя Ге не­од­но­крат­но пе­ре­пи­сы­вал свои хол­сты, до­би­ва­ясь нуж­но­го ху­дож. ре­зуль­та­та. По­доб­ная ма­не­ра пись­ма от­час­ти пред­вос­хи­ти­ла сти­ли­сти­ку экс­прес­сио­низ­ма.

Н. Н. Ге. Портрет Л. Н. Толстого. 1884. Третьяковская галерея (Москва).

Ра­бо­тал так­же в порт­рет­ной скульп­ту­ре (бюс­ты – В. Г. Бе­лин­ско­го, гипс то­ни­ро­ван­ный, 1871, Му­зей рус. иск-ва, Ки­ев; Л. Н. Тол­сто­го, брон­за, 1890, ГРМ, и др.); ис­пол­нял офор­ты и ил­лю­ст­ра­ции (к рас­ска­зу «Чем лю­ди жи­вы» Л. Н. Тол­сто­го, 1886). На про­тя­же­нии все­го творч. пу­ти Ге об­ра­щал­ся к порт­ре­ту, изо­бра­жая пи­са­те­лей, учё­ных, об­ществ. дея­те­лей – «вла­сти­те­лей дум»: А. И. Гер­це­на (1867), Н. И. Кос­то­ма­ро­ва (1870, оба – в ГТГ), М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на, Н. А. Не­кра­со­ва (оба 1872, ГРМ). Сре­ди позд­них ра­бот осо­бен­но зна­чи­тель­ны порт­рет Л. Н. Тол­сто­го (1884, ГТГ), пе­ре­даю­щий ве­ли­чие и мощь мыс­ли­те­ля, и ав­то­порт­рет (1892, Му­зей рус. иск-ва, Ки­ев), в ко­то­ром ху­дож­ник пред­ста­ёт в об­ли­ке се­до­бо­ро­до­го стар­ца апо­столь­ско­го ви­да, с го­ря­щим взгля­дом про­по­вед­ни­ка, убе­ж­дён­но­го в пре­об­ра­жаю­щей нравств. си­ле ис­кус­ст­ва.

Соч.: Л. Н. Тол­стой и Н. Н. Ге. Пе­ре­пис­ка. М.; Л., 1930.

Лит.: Ста­сов В. Н. Н. Ге. Его жизнь, про­из­ве­де­ния и пе­ре­пис­ка. М., 1904; Н. Н. Ге. Пись­ма. Ста­тьи. Кри­ти­ка. Вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ни­ков / Сост. Н. Ю. Зо­граф. М., 1978; Та­ра­сов В. Ф. Н. Н. Ге. Л., 1989; По­ру­до­мин­ский В. И. Н. Ге. М., 2000; Кар­по­ва Т. Н. Ге. [Аль­бом]. М., 2001.

Вернуться к началу