ГАРМО́НИКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАРМО́НИКА, гармонь (от греч. άρμονιϰός – созвучный, стройный, гармоничный), клавишно-духовой музыкальный инструмент класса аэрофонов. Источник звука – т. н. проскакивающие язычки, колеблющиеся под действием воздушной струи и управляемые кнопками, или клапанами (в некоторых видах – клавишами фп. типа). Первая Г. (настольная, с хроматич. звукорядом) построена в 1780 петерб. органным мастером чеш. происхождения Ф. Киршником. Самое широкое распространение получила ручная Г., известная во множестве разновидностей. К Г. относятся также губная гармоника, фисгармония.
Первая ручная Г. сконструирована в 1822 нем. мастером К. Ф. Бушманом. Корпус ручной Г. состоит из 2 частей, соединённых мéхами. Правая клавиатура в большинстве случаев предназначена для исполнения мелодии; язычки, управляемые с правой клавиатуры, располагаются парами, один звучит при сжатии мехов, другой – при растягивании. Если оба язычка настроены по-разному, нажатие одной к.-л. кнопки позволяет извлечь 2 разных звука при сжатии и растягивании мехов. Такая система была применена во многих разновидностях рус. Г., начиная с тульской. Более прогрессивна система, при которой оба язычка, составляющие пару, настроены в унисон: высота звука в таких Г. одинакова при сжатии и растягивании мехов. Эта система применена во многих разновидностях рус. Г. (вологодская, хромка), в баяне и аккордеоне. На основе тульской Г. была построена первая рус. Г. с хроматическим звукорядом системы Н. И. Белобородова. В 1891 баварский мастер Г. Мирвальд сконструировал 3-рядную гармонику с полным хроматическим звукорядом.
В левой части корпуса помещаются кнопки, служащие для аккомпанемента. На инструменте с 2 кнопками можно извлечь лишь тонику и доминанту, с увеличением количества кнопок возможности аккомпанемента возрастают; дальнейшее развитие аккомпанемента шло по квинтовому кругу. В 1829 венский мастер К. Демиан изобрёл способ извлечения готового аккорда для аккомпанемента нажатием одной кнопки.
С нач. 19 в. Г. широко распространилась в Германии, Австрии, Франции, Англии и др. странах Европы. В России пром. произ-во Г. началось в 1830-е гг. в Туле. На протяжении приблизительно 100 лет в разных областях России было создано множество разновидностей Г., отличающихся конструкцией и звукорядами: тульская, череповецкая, саратовская, вятская, ливенка (все – с однорядной правой клавиатурой); вологодская (2-рядная), елецкая (1-рядная русянка, 1-рядная рояльная, 2-рядная рояльная хроматическая), бологоевская (2- и 3-рядная), смоленская (3-рядная), новоржевская (4- и 5-рядная), касимовская (2-рядная), нижегородская тальянка (1-рядная), петербургская (2-, 3- и 4-рядная), хромка (2-рядная диатоническая). Каждая модель отражала особенности местного репертуара и исполнительскую специфику. В 1870-е гг. в России появились т. н. городские Г. (в основе – 2- и 3-рядная «венка»), не имевшие ярко выраженных локальных признаков. В зонах влияния рус. культуры на протяжении 19–20 вв. появились нац. разновидности Г. (у народов Сев. Кавказа, Закавказья, Поволжья, Ср. Азии). Наиболее совершенные инструменты типа Г., располагающие хроматич. звукорядом и возможностью аккомпанемента во всех тональностях, – баян и аккордеон. В разных странах сохраняют популярность местные разновидности Г., также концертина и бандонеон.