Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЫ́ТЕГРА

Авторы: А. В. Матвеев

ВЫ́ТЕГРА, го­род в Рос­сии, на се­ве­ро-за­па­де Во­ло­год­ской обл., центр Вы­те­гор­ско­го р-на. Нас. 11,2 тыс. чел. (2005). Рас­по­ло­жен на р. Вы­те­гра, в 15 км от Онеж­ско­го оз.; порт на Вол­го-Бал­тий­ском вод­ном пу­ти (в чер­те го­ро­да на­хо­дят­ся 6 шлю­зов Вол­го-Бал­тий­ско­го ка­на­ла). Аэ­ро­порт.

В. из­вест­на с 1710 как Вян­гин­ская при­стань (Вян­ги), где про­из­во­ди­ли пе­ре­вал­ку гру­зов с реч­ных су­дов на су­хо­пут­ный транс­порт и об­рат­но. Че­рез Вян­ги про­хо­дил тор­го­вый тракт из Ар­хан­гель­ска в С.-Пе­тер­бург. По ука­зу Пет­ра I в 1710 шотл. инж. Дж. Пер­ри про­из­вёл ис­сле­до­ва­ния на во­до­раз­де­ле ме­ж­ду Онеж­ским и Бе­лым озё­ра­ми, со­ста­вил про­ек­ты для бу­ду­ще­го ка­на­ла. В 1715 вы­ше Вян­гин­ской при­ста­ни бы­ла за­ло­же­на гос. верфь, где строи­ли су­да (до 1847). Уезд­ный го­род с 1773, в 1773–1801 вхо­дил в со­став Нов­го­род­ской гу­бер­нии (в 1776–96 – Нов­го­род­ское на­ме­ст­ни­че­ст­во), в 1801–1922 – Оло­нец­кой гу­бер­нии. В 18 в. осн. за­ня­тия­ми жи­те­лей бы­ли тор­гов­ля и ко­ра­бель­ное де­ло (су­до­строе­ние, во­ж­де­ние реч­ных су­дов). Воз­ник­ли по­лот­ня­но-па­рус­ные ма­ну­фак­ту­ры, кра­силь­ни. В 1-й пол. 19 в., с от­кры­ти­ем Ма­ри­ин­ской вод­ной сис­те­мы (1810), В. пе­ре­жи­ва­ла эко­но­мич. подъ­ём. Во 2-й пол. 19 в. строи­тель­ст­во Мо­с­ков­ско-Яро­слав­ско-Ар­хан­гель­ской ж. д. и ж.-д. ли­нии С.-Пе­тер­бург – Вят­ка при­ве­ло к эко­номич. упад­ку го­ро­да. В нач. 20 в. он из­вес­тен как ме­сто по­ли­тич. ссыл­ки. С 1922 уезд­ный го­род Пет­ро­град­ской (с 1924 – Ле­нин­град­ская) губ.; в 1927–37 рай­он­ный центр Ле­нингр. обл., с 1937 – Во­ло­год­ской обл. В го­ды Вел. Отеч. вой­ны ли­ния фрон­та по­до­шла к ок­ре­ст­но­стям В., и че­рез Ма­ри­ин­ский ка­нал про­хо­ди­ла эва­куа­ция на­се­ле­ния. В 1940–41, 1948–52 дей­ст­во­вал Вы­те­гор­ский ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь, в ко­то­ром со­дер­жа­лось до 34 тыс. за­клю­чён­ных. Они строи­ли сев. уча­сток Вол­го-Бал­тий­ско­го вод­но­го пу­ти. С его от­кры­ти­ем (1964) эко­но­мич. жизнь го­ро­да ожи­ви­лась. В В. жил и ра­бо­тал по­эт Н. А. Клю­ев (дом-му­зей), про­во­дят­ся празд­ни­ки по­эзии, по­свя­щён­ные его па­мя­ти.

По ге­не­раль­но­му пла­ну 1776 в осн. сфор­ми­ро­ва­на пря­мо­уголь­ная сеть улиц, обу­слов­лен­ная кон­фи­гу­ра­ци­ей на­бе­реж­ных. Пра­во­бе­реж­ная (цен­траль­ная) часть В. со­хра­ни­ла свой ис­то­рич. об­лик; её сре­до­то­чие – зда­ние важ­ни (кры­тое со­ору­же­ние над круп­ны­ми ве­са­ми) (1810, ам­пир). На гл. ма­ги­ст­ра­ли со­хра­нил­ся 5-гла­вый Вос­кре­сен­ский со­бор (1796–1800) с тра­пез­ной и ко­ло­коль­ней. В при­ле­гаю­щих квар­та­лах – ка­мен­ная за­строй­ка кон. 18 – нач. 19 вв., де­рев. до­ма на ка­мен­ном цо­ко­ле, ук­ра­шен­ные пло­ской и про­пиль­ной резь­бой (19–20 вв.). В ле­во­бе­реж­ной час­ти, на Крас­ной Гор­ке, со­хра­ни­лась 5-гла­вая Сре­тен­ская ц. в рус­ско-ви­зан­тий­ском сти­ле (1869–73; воз­ве­де­на к 100-ле­тию В.). По­бли­зо­сти – де­рев. Исаа­ки­ев­ская ча­сов­ня, ук­ра­шен­ная про­пиль­ной резь­бой (1881, пе­ре­ве­зе­на с Бе­сед­ной Го­ры). Крае­ведч. му­зей (от­крыт в 1913, с 1937 экс­по­зи­ция му­зея раз­ме­ща­ет­ся в зда­нии Сре­тен­ской ц.; в фон­дах – ру­ко­пис­ные и ста­ро­пе­чат­ные кни­ги, обо­неж­ская ико­но­пись 16–18 вв. и др.).

Име­ют­ся пред­при­ятия де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей и пи­ще­вой про­мыш­лен­но­сти.

В ок­ре­ст­но­стях В. – мно­го­числ. по­гос­ты: Вы­те­гор­ский с ка­мен­ной 5-гла­вой ц. Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го (1780), Са­мин­ский с де­рев. шат­ро­вой ц. Ильи Про­рока (1692–1702), Пал­тог­ский с де­рев. ц. Бо­го­яв­ле­ния (1733), Ан­дом­ский с ка­мен­ной Тро­иц­кой (1811) и де­рев. Вос­кре­сен­ской (1902–04) церк­ва­ми.

Лит.: Ви­тов М. В. Ис­то­ри­ко-гео­гра­фи­че­ские очер­ки За­оне­жья XVI–XVII вв. Из ис­то­рии сель­ских по­се­ле­ний. М., 1962; Ры­ба­ков А. А. Ус­тюж­на. Че­ре­по­вец. Вы­те­гра. М., 1981.

Вернуться к началу