Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НУ́ТКА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 402-403

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Истомин

НУ́ТКА (по на­зва­нию за­ли­ва на о. Ван­ку­вер, дан­но­му Дж. Ку­ком, пред­по­ло­жи­тель­но от сло­ва «объ­ез­жая во­круг» на яз. нут­ка; в 1978 вве­де­но са­мо­на­зва­ние – ну­ча­нулх, букв. – все вдоль гор), ин­дей­ский на­род груп­пы юж. ва­ка­шей на юго-за­па­де Ка­на­ды (пров. Брит. Ко­лум­бия). Чис­лен­ность 8,8 тыс. чел. (2006, дан­ные пле­мен­но­го Со­ве­та). Го­во­рят в осн. по-анг­лий­ски, часть со­хра­ня­ет язы­ки нут­ка (510 чел.) и ни­ти­нат (8 чел.) юж. груп­пы ва­каш­ских язы­ков (2006, пе­ре­пись). В осн. ка­то­ли­ки (гл. обр. на се­ве­ре) и про­тес­тан­ты (гл. обр. пре­сви­те­риа­не).

Нутка. Девушка хишкуиат. Фото Э. Кёртиса. Нач. 20 в.

Жи­вут на зап. по­бе­ре­жье о. Ван­ку­вер. Де­лят­ся на груп­пы: се­вер­ные (чек­ле­сет, или кай­ю­ку­от, эхат­ти­сат, ну­чат­лат и ма­ча­лат, или му­ва­чат) – ме­ж­ду п-овом Брукс и мы­сом Эс­те­ван; цен­траль­ные (хиш­куи­ат, или хес­ку­ит; аху­сат; тлао­ки­ат, или клей­о­ку­от; ук­лу­элет, или ют­лу­тат; то­ку­ат, или ту­куаат) – ме­ж­ду бух­той Нут­ка и зал. Барк­ли; юж­ные, или ни­ти­нат (учук­ле­сат, или ху­чук­ти­сат, ху­па­ка­сат, хуиат, чи­ша­ат, па­чи­дат и ни­ти­нат-языч­ные ди­ти­дат), – в рай­оне за­ли­вов Барк­ли и Ал­бер­ни. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Сев.-Зап. по­бе­ре­жья Сев. Аме­ри­ки. За­ни­ма­лись ры­бо­лов­ст­вом (ло­сось, сельдь и др.), охо­той на мор. зве­ря и во­до­плаваю­щую пти­цу, со­би­ра­тель­ст­вом, во внутр. об­лас­тях – охо­той на оле­ня (в т. ч. за­гон­ной); до­бы­ва­ли ра­ко­ви­ны кау­ри, слу­жив­шие ме­но­вым эк­ви­ва­лен­том. Осо­бое ри­ту­аль­ное и пре­стиж­ное зна­че­ние имел ки­то­бой­ный про­мы­сел, в ко­то­ром ве­ду­щую роль (пра­во пер­вым гар­пу­ни­ро­вать ки­та) иг­рал вождь. Ре­мёс­ла – резь­ба по де­ре­ву, пле­те­ние (ха­рак­тер­ны пле­тё­ные на­кид­ки из кед­ро­вой ко­ры, ко­нич. шля­пы), тка­че­ст­во, из­го­тов­ле­ние долб­лё­нок из крас­но­го кед­ра. Прак­ти­ко­ва­лась рас­крас­ка ли­ца. Ло­каль­но-род­ст­вен­ные груп­пы во гла­ве с на­след­ст­вен­ны­ми во­ж­дя­ми час­то об­ра­зо­вы­ва­ли «пле­ме­на» и их кон­фе­де­ра­ции. В 19 в. из­вест­но св. 20 «пле­мён», позд­нее транс­фор­ми­ро­вав­ших­ся в совр. ло­каль­ные груп­пы. Счёт род­ст­ва би­ли­ней­ный, на­сле­до­ва­ние гл. обр. пат­ри­ли­ней­ное. Пре­об­ла­дал пат­ри­ло­каль­ный брак, бы­ли обыч­ны ле­ви­рат и со­ро­рат, у во­ж­дей – по­ли­ги­ния. Бы­ли рас­про­стра­не­ны со­ци­аль­ная диф­фе­рен­циа­ция, де­ле­ние на ро­до­вую знать, про­стых об­щин­ни­ков и ра­бов, обы­чай потла­ча­. Прак­ти­ко­ва­лись куль­ты ду­хов и ми­фо­ло­гич. су­ществ («Че­ты­ре Вла­ды­ки» – вер­ха, го­ри­зон­та, зем­ли и под­мо­рья; Пти­ца Гро­ма и др.), зим­ние це­ре­мо­нии, ша­ма­низм.

Кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми с 1770-х гг. До кон. 18 в. уча­ст­во­ва­ли в пуш­ной тор­гов­ле. Гиб­ко адап­ти­ро­ва­лись к конъ­юнк­ту­ре, пе­ре­хо­дя от од­них ком­мерч. про­мы­слов к дру­гим (ры­бо­лов­ст­во, до­бы­ча ко­ти­ков и т. п.). С 1870-х гг. об­ра­ща­лись в хри­сти­ан­ст­во, в 1880-х гг. на мес­те тра­диц. по­се­ле­ний об­ра­зо­ва­ны ре­зер­ва­ции. В 20 – нач. 21 вв. за­ня­ты в ком­мерч. ры­бо­лов­ст­ве, кон­серв­ной пром-сти, на ле­со­за­го­тов­ках. С 1950-х гг. пе­ре­се­ля­ют­ся в го­ро­да. В 1958 соз­да­на орг-ция «Со­юз­ные пле­ме­на За­пад­но­го бе­ре­га» (с 1979 пле­мен­ной со­вет ну­ча­нулх). Со­хра­ня­ет­ся прак­ти­ка по­тла­ча.

Лит.: Arima E., Dewhirst J. Nootkans of Van­couver Island // Handbook of North American Indians. Wash., 1990. Vol. 7.

Вернуться к началу