Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИКОЛА́Й I МИ́СТИК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 756-757

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. В. Луховицкий

НИКОЛА́Й I МИ́СТИК (Νιϰόλαος Μυστιϰός ) (852, ме­сто рож­де­ния неизв. – 15.5.925, Кон­стан­ти­но­поль), пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский (1.3.901 – февр. 907 и с 15.5.912). Воз­мож­но, итал. про­ис­хож­де­ния. Уче­ник (по др. дан­ным, род­ст­вен­ник или крё­ст­ный сын) пат­ри­ар­ха Фо­тия, по­сле его низ­ло­же­ния уда­лил­ся в мон. Св. Три­фо­на в Хал­ки­до­не, где при­нял по­стриг. Вско­ре был на­зна­чен лич­ным сек­ре­та­рём (мис­ти­ком) имп. Льва VI Муд­ро­го.

Дея­тель­ность Н. I М. на пат­ри­ар­шем пре­сто­ле хо­ро­шо ос­ве­ще­на в ис­точ­ни­ках, од­на­ко мно­гие из них («Жи­тие пат­ри­ар­ха Ев­фи­мия», со­чи­не­ния Аре­фы, ар­хи­еп. Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской) ха­рак­те­ри­зу­ют­ся пред­взя­тым от­но­ше­ни­ем: обос­но­ван­ность ря­да об­ви­не­ний, вы­дви­ну­тых в них про­тив Н. I М. (уча­стие в по­ку­ше­нии на имп. Льва VI в 903, в мя­те­же Ан­д­ро­ни­ка Ду­ки), ос­та­ёт­ся под со­мне­ни­ем. В го­ды его пат­ри­ар­ше­ст­ва гл. кон­фликт в цер­ков­но-по­ли­тич. жиз­ни Ви­зан­тии был свя­зан с во­про­сом о 4-м бра­ке Льва VI с Зо­ей Кар­во­ноп­си­дой. Н. I М. рез­ко осу­дил этот брак, за что был низ­ло­жен и от­прав­лен в ссыл­ку, пат­ри­ар­хом стал Ев­фи­мий (907–912). Вос­ста­нов­ле­ние Н. I М. на ка­фед­ре по­сле смер­ти Льва VI и его ре­ше­ние низ­ло­жить по­став­лен­ных Ев­фи­ми­ем епи­ско­пов вы­зва­ло но­вый рас­кол, ко­то­рый про­дол­жал­ся до 920, ко­гда со­бор­ным ре­ше­ни­ем был при­нят «То­мос еди­не­ния», под­твер­див­ший не­до­пус­ти­мость чет­ве­ро­бра­чия. В пе­ри­од ре­гент­ст­ва по­сле кон­чи­ны имп. Алек­сан­д­ра (6.6.913) Н. I М. фак­ти­че­ски стал во гла­ве пра­ви­тель­ст­ва, ак­тив­но уча­ст­вуя во внеш­не­по­ли­тич. сно­ше­ни­ях им­пе­рии с ара­ба­ми (по­сла­ния ха­ли­фу и эми­ру Кри­та об об­ме­не плен­ны­ми) и бол­га­ра­ми. В февр. 914, не­смот­ря на про­ти­во­дей­ст­вие Н. I М., к вла­сти вер­ну­лась Зоя Кар­во­ноп­си­да, по­зи­ции пат­ри­ар­ха при дво­ре по­шат­ну­лись. Ему уда­лось не­на­дол­го вер­нуть влия­ние в 918, ко­гда во­ен. по­ра­же­ния в вой­не с бол­га­ра­ми сде­ла­ли по­ло­же­ние пра­ви­тель­ст­ва Зои ме­нее проч­ным. При имп. Ро­ма­не I Ла­ка­пи­не Н. I М. вновь об­ра­тил­ся к ди­пло­ма­тич. дея­тель­но­сти (пе­ре­пис­ка и пе­ре­го­во­ры с болг. ца­рём Си­ме­о­ном).

Лит. на­сле­дие Н. I М. пред­став­ле­но кор­пу­сом пи­сем (ок. 160), ко­то­рые бы­ли соз­да­ны по пре­иму­ще­ст­ву по­сле 913 и, не­смот­ря на ка­жу­щую­ся кли­ши­ро­ван­ность и ри­то­рич­ность, пред­став­ля­ют со­бой цен­ный ис­точ­ник по по­ли­тич. и цер­ков­ной ис­то­рии, а так­же сла­вя­но-ви­зант. и ара­бо-ви­зант. ди­пло­ма­тии. Ему при­над­ле­жат так­же го­ми­лия на па­де­ние Фес­са­ло­ни­ки (авг. 904), ли­тур­гич. по­эзия (сти­хи­ра, ка­нон Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це), трак­тат о чет­ве­ро­бра­чии.

Ис­точн.: Vita Euthymii patriarchae C. P. / Ed. P. Karlin-Hayter. Brux., 1970.

Соч.: Letters / Ed. R. J. H. Jenkins, L. G. Wes­terink. Wash., 1973; Miscellaneous writings / Ed. L. G. Westerink. Wash., 1981.

Лит.: Κωνσταντινίδης ’I. Νιϰόλαος Α Μυστιϰός (852–925), Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως (901–907, 912–925). ’Αθῆναι, 1967; Jenkins R. J. H. Studies on Byzantine history of the 9th and 10th centuries. L., 1970; Kar­lin-Hayter P. Le synode а̀ Constantinople de 886 а̀ 912 et le rôle de Nicolas le Mystique dans l’afaire de la tétragamie // Jahrbuch der Ös­terreichischen Byzantinistik. 1970. Bd 19; Лю­бар­ский Я. Н. За­ме­ча­ния о Ни­ко­лае Мис­ти­ке в свя­зи с из­да­ни­ем его со­чи­не­ний // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. 1986. Т. 47; Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. P., 1989. Vol. 1: Les actes des Patriarches. Fasc. 2/3: Les regestes de 715 а̀ 1206 / Ed. V. Gru­mel, J. Darrouzès; Ле­бе­дев А. П. Ис­то­рия раз­де­ле­ния це­рк­вей в IX, X и XI вв. 3-е изд. М., 2010.

Вернуться к началу