Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МО́НЦА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 78

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Л. Близнюков (архитектура); Т. А. Галкина

МО́НЦА (Monza), го­род в Сев. Ита­лии, обл. Лом­бар­дия, адм. центр пров. Мон­ца-э-Бри­ан­ца, фак­ти­че­ски при­го­род Ми­ла­на (в 15 км к се­веро-вос­то­ку от не­го). Рас­по­ло­жен на р. Лам­бро, при­то­ке р. По. Нас. 124,4 тыс. чел. (2012). Узел ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных до­рог. Авиа­пе­ре­воз­ки об­слу­жи­ва­ет ми­лан­ский аэ­ро­порт Маль­пен­са.

Воз­ник в 3 в. до н. э. как ко­ло­ния рим. ве­те­ра­нов под назв. Мо­ди­ция (Mo­dicia). В 6 в. н. э. од­на из ре­зиден­ций ост­гот­ско­го ко­ро­ля Тео­до­ри­ха Ве­ли­ко­го. Наи­выс­ше­го рас­цве­та дос­тиг, на­хо­дясь в со­ста­ве Лан­го­бард­ско­го ко­ро­лев­ст­ва при ко­ро­ле­ве Тео­де­лин­де (589–626). С сер. 12 в. под вла­стью Ми­ла­на (окон­ча­тель­но с 1330-х гг.). В со­ста­ве Ми­лан­ско­го гер­цог­ст­ва со­хра­нял ав­то­но­мию («terra separate») и поль­зо­вал­ся ши­ро­ки­ми при­ви­ле­гия­ми, ко­то­рые бы­ли под­твер­жде­ны в 1450 гер­цо­гом Фран­ческо Сфор­цой. Силь­но по­стра­дал во вре­мя Италь­ян­ских войн. В 1535 по­сле пре­се­че­ния ди­на­стии Сфор­ца М. вме­сте с Ми­ла­ном ото­шёл к исп. Габс­бур­гам; в 1706, в хо­де вой­ны за Ис­пан­ское на­след­ст­во, – к австр. Габс­бур­гам. В 1796 ок­ку­пи­ро­ван на­по­ле­о­нов­ски­ми вой­ска­ми. С 1797 в Ци­заль­пин­ской рес­пуб­ли­ке, за­тем в Италь­ян­ской рес­пуб­ли­ке 1802–05, с 1805 в Итал. ко­ро­лев­ст­ве. По ре­ше­нию Вен­ско­го кон­грес­са 1814–15 во­шёл в Лом­бар­до-Ве­не­ци­ан­ское ко­ро­лев­ст­во в со­ста­ве Австр. им­пе­рии. В 1816 по ука­зу австр. имп. Фран­ца I (см. Франц II) по­лу­чил ста­тус го­ро­да. В 1841 от­кры­то ре­гу­ляр­ное ж.-д. со­об­ще­ние ме­ж­ду М. и Ми­ла­ном. В ре­зуль­та­те ав­ст­ро-ита­ло-фран­цуз­ской вой­ны 1859 вме­сте со всей Лом­бар­ди­ей при­сое­ди­нён к Сар­дин­ско­му ко­ро­лев­ст­ву. С 1861 в со­ста­ве еди­но­го Итал. ко­ро­лев­ст­ва. В 1900 в М. был убит итал. ко­роль Ум­бер­то I.

Монца. Собор Святого Иоанна Крестителя.1-я пол. 14 в.

Гл. ар­хит. па­мят­ник М. – со­бор Св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (ос­но­ван в 6 в. ко­ро­ле­вой Тео­де­лин­дой, в совр. ви­де – го­тич. со­ору­же­ние 1-й пол. 14 в., ко­ло­коль­ня – 1592–1606, арх. Пел­лег­ри­но Пел­лег­ри­ни; фа­сад рес­тав­ри­ро­ван в 19 – нач. 20 вв.). В его ин­терь­е­ре: ка­пел­ла Тео­де­лин­ды (рос­пи­си в сти­ле ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки пред­став­ля­ют эпи­зо­ды из жиз­ни ко­ро­ле­вы, ав­то­ры – пред­ста­ви­те­ли се­мей­ст­ва Дза­ват­та­ри, нач. 15 в.; т. н. Же­лез­ная ко­ро­на позд­не­рим­ско­го или ран­не­ви­зан­тий­ско­го пе­рио­да, ко­то­рой ко­ро­но­ва­лись мн. мо­нар­хи от ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья до На­по­ле­о­на). Гл. ал­тарь с изо­бра­же­ни­ем сцен из жи­тия Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (по­зо­ло­чен­ное се­реб­ро, эма­ли, 1350–57, мас­тер Борд­жи­но даль Поц­цо); в пра­вом ру­ка­ве тран­сеп­та – фре­ска «Дре­во жиз­ни» Дж. Ар­чим­боль­до; в не­фах – мно­го­числ. рос­пи­си лом­бард­ских мас­те­ров эпо­хи ба­рок­ко (Дж. А. Бор­ро­ни, К. И. Кар­ло­ни, Дж. Ну­во­ло­не, Дж. Ч. Про­кач­чи­ни и др.). Сре­ди др. церк­вей – Сан-Пьет­ро-Мар­ти­ре и Сан­та-Ма­рия (обе 14 в.). Вил­ла Реа­ле (1777–80, про­ект Дж. Пьер­ма­ри­ни, ны­не му­зей) – вы­даю­щий­ся об­ра­зец клас­си­циз­ма 18 в. Над ук­ра­ше­ни­ем её ин­терь­е­ров ра­бо­та­ли Дж. Тра­бал­ле­зи и Дж. Аль­бер­тол­ли. Парк при Вил­ла Реа­ле (пл. 7,7 км2) – один из круп­ней­ших ис­то­рич. гор. пар­ков Ев­ро­пы; в пар­ко­вом па­виль­о­не Сер­ро­не – жи­во­пис­ный цикл А. Ап­пиа­ни на те­му ми­фа об Аму­ре и Пси­хее.

От­де­ле­ние ун-та Ми­лан-Би­кок­ка (с 1998). Ху­дож. му­зей Сер­пе­ро (1964), гор. вы­ста­воч­ный зал «Arengario» и др. Гор. биб­лио­те­ка. Гор. ис­то­ри­че­ский ар­хив (вклю­ча­ет со­б­ра­ния до­ку­мен­тов с 1174). Те­ат­ры: «Три­ан­те», «Манд­зо­ни», «Вил­ло­ре­зи»; мно­го­функ­цио­наль­ный ком­плекс «Би­на­рио 7» (за­лы для дра­ма­тич. спек­так­лей, вы­ста­вок, об­ществ. ме­ро­прия­тий) и др. Еже­год­но про­во­дит­ся Ме­ж­ду­нар. вы­став­ка пром. обо­ру­до­ва­ния (сен­тябрь); в 2009 про­шёл Ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь ор­ган­ной му­зы­ки «Го­лос ор­га­на».

Близ М. рас­по­ло­жен один из са­мых ско­ро­ст­ных ав­то­дро­мов ми­ра (по­стро­ен и 1-я гон­ка в 1922), на ко­то­ром с 1955 про­во­дит­ся Гран-при Ита­лии – этап чем­пио­на­та ми­ра «Фор­му­ла-1», с 1966 – этап чем­пио­на­та ми­ра по мо­то­гон­кам. Фут­боль­ный клуб «Мон­ца» (1912) вы­сту­па­ет на ста­дио­не «Бри­ан­тео» (св. 18 тыс. мест).

Пром. центр Ми­лан­ско­го ин­ду­ст­ри­аль­но­го рай­она. Про­из-во элек­тро­тех­нич. обо­ру­до­ва­ния, бы­то­вой элек­тро­тех­ни­ки (в т. ч. сти­раль­ных ма­шин «Candy»), швей­ных ма­шин, из­ме­рит. ин­ст­ру­мен­тов, обо­ру­до­ва­ния для пи­ще­вой пром-сти, из­де­лий из тек­сти­ля и стек­ла, хи­мич. про­дук­ции. Пред­при­ятие ком­па­нии «Brian­zatende» (па­лат­ки, тен­ты, на­ве­сы и алю­ми­ние­вые кар­ка­сы для них). Тра­диц. из­го­тов­ле­ние фет­ро­вых и вой­лоч­ных шляп, ков­ров, муз. ин­ст­ру­мен­тов (в т. ч. ор­га­нов). Кни­го­из­да­тель­ское де­ло.

Лит.: Conti R. Il Duomo di Monza: 1300–2000. Mil., 1999; La villa, i giardini e il parco di Monza nel fondo disegni delle resi­denze reali Lombarde / Ed. M. Rosa. Mil., 2009.

Вернуться к началу