Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИ́ЛЛЕР ГЕНРИ ВАЛЕНТАЙН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 309

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Осовский

МИ́ЛЛЕР (Miller) Ген­ри Ва­лен­тайн (26.12.1891, Нью-Йорк – 7.6.1980, Па­си­фик-Па­ли­сейдс, штат Ка­ли­фор­ния), амер. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье порт­но­го, вы­ход­ца из Гер­ма­нии. Сис­те­ма­тич. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил. В юно­сти сме­нил мно­же­ст­во про­фес­сий, ис­по­ве­до­вал анар­хи­ст­ские взгля­ды. В 1930–40 жил во Фран­ции. В 1939 пу­те­ше­ст­во­вал по Гре­ции. В 1940 вер­нул­ся в США, где стал од­ним из са­мых яр­ких пред­ста­ви­те­лей «контр­куль­ту­ры». Про­ни­зан­ное ав­то­био­гра­фич. мо­ти­ва­ми твор­че­ст­во М. сло­жи­лось под влия­ни­ем Д. Г. Ло­урен­са и франц. сюр­реа­лиз­ма. Ог­ром­ную из­вест­ность сни­ска­ла ро­ман­ная три­ло­гия «Тро­пик Ра­ка» («Tropic of Cancer», изд. во Фран­ции в 1934, в США – в 1962; рус. пер. 1990), «Чёр­ная вес­на» («Black spring», 1936, рус. пер. 1993), «Тро­пик Ко­зе­ро­га» («Tropic of Capricorn», 1939, рус. пер. 1995), в ко­то­рой рас­ска­зы­ва­ет­ся о по­лу­го­лод­ном су­ще­ст­во­ва­нии и творч. ста­нов­ле­нии ху­дож­ни­ка-нон­кон­фор­ми­ста, про­ти­во­стоя­ще­го кос­ной мо­ра­ли бур­жу­аз­но­го об­ще­ст­ва. Ост­рое не­при­ятие без­ду­шия по­тре­би­тель­ской ци­ви­ли­за­ции и амер. об­раза жиз­ни про­яви­лось в сб-ке очер­ков «Кон­ди­цио­ни­ро­ван­ный кош­мар» («The air-conditioned night­mare», 1945), а так­же в три­ло­гии «Бла­го­ст­ное рас­пя­тие» [«Rosy Crusifixion», пол­ное изд. – 1965: ро­ма­ны «Сек­сус» («Sexus», 1949, рус. пер. 1994), «Плек­сус» («Plexus», 1952, рус. пер. 2000) и «Не­ксус» («Nexus», 1960, рус. пер. 2000)]. Ха­рак­тер­ные для твор­че­ст­ва М. пес­си­мизм в от­но­ше­нии бу­ду­ще­го че­ло­ве­че­ст­ва, от­ри­ца­ние гос­под­ствую­щих в об­ще­ст­ве мо­раль­ных норм, на­ту­ра­ли­стич. де­та­ли­за­ция эро­тич. сцен, су­ро­вый реа­лизм в изо­бра­же­нии по­все­днев­но­го бы­та пер­со­на­жей, оби­лие не­нор­ма­тив­ной лек­си­ки ока­за­ли воз­дей­ст­вие на стиль бит­ни­ков. По­пу­ляр­ность за­вое­ва­ла кн. «Вре­мя убийц» («The time of the assassins», 1946), по­свя­щён­ная жиз­ни и твор­че­ст­ву А. Рем­бо. Ав­тор ме­муа­ров, мно­го­числ. очер­ков, пи­сем, пу­те­вых за­ме­ток о Гре­ции [кн. «Ма­рус­сий­ский ко­лосс» («The colossus of Maroussi», 1941)] и др.

Соч.: Из­бран­ное: Ро­ма­ны, по­вес­ти, рас­ска­зы, эс­се, ав­то­био­гра­фия. М.; Виль­нюс, 1995; Тро­пик Ра­ка. Тро­пик Ко­зе­ро­га. Вре­мя убийц. Рас­ска­зы. М., 2003.

Лит.: Зве­рев А. М. Мо­дер­низм в ли­те­ра­ту­ре США. М., 1978; Ferguson R. H. Miller: a life. N. Y., 1992; Пер­ле А. Мой друг Г. Мил­лер. СПб., 2003; Nesbit T. H. Miller and religion. N. Y., 2007; Shifreen L. H. Miller: a bibliogra­phy of secondary sources. Metuchen; L., 1979; H. Miller: a bibliography of primary sources / Ed. L. Shifreen, R. Jackson. P., 1993.

Вернуться к началу