Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРТИРОЛО́Г

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 231-232

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Зайцев

МАРТИРОЛО́Г (греч. μαρτυρολόγιον, от μάρτυς – сви­де­тель, му­че­ник; лат. mar­tyrologium), спи­сок свя­тых, пре­ж­де все­го му­че­ни­ков, име­на ко­то­рых при­во­дят­ся в ка­лен­дар­ном по­ряд­ке для ли­тур­гич. по­ми­но­ве­ния.

Со­глас­но цер­ков­но­му ис­то­ри­ку Со­зо­ме­ну, в Па­ле­сти­не уже в 4 в. в ка­ж­дой епи­ско­пии су­ще­ст­во­ва­ли свои М. Из­вест­ны так­же ме­ст­ные Рим­ский (сер. 4 в.) и Кар­фа­ген­ский (нач. 6 в.) М. Во 2-й пол. 4 в. в Ни­ко­ми­дии или Ан­ти­охии бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка све­де­ния во­еди­но ме­ст­ных М., где на­ря­ду с име­на­ми свя­тых ука­зы­ва­лось ме­сто, от­ку­да при­шло по­чи­та­ние. Греч. про­то­тип это­го свод­но­го М. не со­хра­нил­ся, од­на­ко из­вест­ны 2 его вер­сии: си­рий­ская (411/412) и при­пи­сы­вае­мая Ие­ро­ни­му Бла­жен­но­му лат. вер­сия (М. Ие­ро­ни­ма). Сир. М. пред­став­ля­ет со­бой со­кра­ще­ние греч. ори­ги­на­ла с до­бав­ле­ни­ем имён перс. му­че­ни­ков 4 в. М. Ие­ро­ни­ма, на­про­тив, су­ще­ст­вен­но до­пол­нен по срав­не­нию с греч. про­то­ти­пом ита­лий­ски­ми и афр. ка­лен­да­ря­ми (в нём за­пол­не­ны все дни го­да). На пра­во­слав­ном Вос­то­ке М. по­ро­ди­ли тра­ди­цию со­став­ле­ния ми­но­ло­ги­ев (ме­ся­це­сло­вов) и си­нак­са­рей (эти тер­ми­ны в Ви­зан­тии с 10 в. ста­ли си­но­ни­ма­ми, обо­зна­чая ка­лен­дарь со ска­за­ния­ми о свя­тых или ли­тур­гич. ука­за­ния­ми при бо­го­слу­жеб­ных ус­та­вах).

Тра­ди­ция со­став­ле­ния М. на­шла про­дол­же­ние на За­па­де, где этим тер­ми­ном обо­зна­чал­ся спи­сок всех свя­тых разл. ме­ст­ных церк­вей, рас­пре­де­лён­ных по дням па­мя­ти. Эта уни­вер­саль­ность от­ли­ча­ла М. от ка­лен­да­рей, тес­но свя­зан­ных с ли­тур­гич. прак­ти­кой, в ко­то­рых ука­зы­ва­лись толь­ко зна­чит. празд­ни­ки. В кон. 6 в. име­на свя­тых из М. Ие­ро­ни­ма по­ми­на­лись в Ри­ме за бо­го­слу­же­ни­ем. Ита­лий­ская ре­дак­ция Ие­ро­ни­мо­ва М. ок. 595 бы­ла пе­ре­ра­бо­та­на в Гал­лии: в неё бы­ли вклю­че­ны галль­ские и исп. свя­тые. В нач. 8 в. Бе­да Дос­то­поч­тен­ный пред­при­нял по­пыт­ку соз­да­ния ис­то­рич. М., ко­то­рый вклю­чал бы развёрнутые све­де­ния о свя­тых. Од­на­ко этот труд не был за­вер­шён. В нач. 9 в. ано­ним­ный франк­ский ав­тор из Лио­на до­пол­нил М. Бе­ды све­де­ния­ми из М. Ие­ро­ни­ма, а так­же ря­дом ска­за­ний о но­вей­ших фран­ко-галль­ских свя­тых. В 9 в. ис­то­ри­че­ские М. соз­да­ли Хра­бан Мавр и Флор из Лио­на, опи­рав­шие­ся на М. Бе­ды. Ар­хи­еп. Вьенн­ский Адон (9 в.) для соз­да­ния ис­то­рич. М. взял в ка­че­ст­ве ка­лен­дар­ной ос­но­вы (дни па­мя­ти) со­вре­мен­ный ему М. Рим. церк­ви (т. н. Древ­ний, или Ма­лый, рим. М.), до­пол­нив его ука­за­ни­ем празд­но­ва­ния па­мя­ти но­вых свя­тых и под­роб­ны­ми све­де­ния­ми о них. М. Адо­на пе­ре­ра­бо­тал па­риж­ский мо­нах Узу­ард (9 в.), со­кра­тив ска­за­ния и уве­ли­чив ко­ли­че­ст­во по­ми­нае­мых имён, не сле­дуя жё­ст­ко рим. ка­лен­да­рю. По­след­няя в 9 в. по­пыт­ка соз­дать ис­то­рич. М. при­над­ле­жит Нот­ке­ру Заи­ке, стре­мив­ше­му­ся объ­еди­нить тра­ди­ции, иду­щие от Бе­ды До­сто­поч­тен­но­го и Адо­на, од­на­ко он не успел за­вер­шить свой труд. Осо­бая тра­ди­ция со­став­ле­ния М. (на лат. и др.-ирл. яз.) скла­ды­ва­лась с 9 в. в Ир­лан­дии. В их ос­но­ве ле­жа­ли очень крат­кие (лишь име­на свя­тых) и не­ред­ко пу­та­ные све­де­ния из М. Ие­ро­ни­ма, к ко­то­рым до­бав­ля­лись за­мет­ки об ирл. свя­тых. Сти­хо­твор­ные М. со­ста­ви­ли в 9 в. Ван­даль­берт Прюм­ский (на лат. яз.) и Эн­гус Ир­ланд­ский (на др.-ирл. яз.).

Титульный лист Римского мартиролога. Венеция. 1792.

На про­тя­же­нии сред­них ве­ков ос­нов­ным М. зап. Церк­ви был М. Узу­ар­да, по­сто­ян­но по­пол­няв­ший­ся име­на­ми но­вых свя­тых. По­след­нее до­пол­не­ние при­над­ле­жит из­да­те­лю это­го М. Жа­ну де Ла Мо­лю (Ио­анн Мо­лан; 1586). В кон. 16 в. кар­ди­на­лу Ц. Ба­ро­нию бы­ло по­ру­че­но со­ста­вить офи­ци­аль­ный М. Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви. В ос­но­ву но­во­го М., по­лу­чив­ше­го на­зва­ние Рим­ско­го, был по­ло­жен М. Узу­ар­да, вклю­че­ны мн. вост. свя­тые из ви­зант. ми­но­ло­ги­ев, ряд имён до­бав­лен на ос­но­ва­нии сви­де­тельств цер­ков­ных ис­то­ри­ков. Ут­вер­ждён­ный в 1618 Рим. М. два­ж­ды пе­ре­смат­ри­вал­ся в 20 в. Кро­ме офи­ци­аль­но­го Рим. М. из­вест­ны ча­ст­ные, со­став­лен­ные П. Га­ле­си­ни (Ве­не­ция, 1578), К. Шас­те­ле­ном (Па­риж, 1709). В 17 в. поя­ви­лись ре­гио­наль­ные М., вклю­чаю­щие толь­ко свя­тых оп­ре­де­лён­ных стран: «Галль­ский мар­ти­ро­лог» А. дю Сос­се, «Ис­пан­ский мар­ти­ро­лог» Х. Та­майо де Са­ла­са­ра, «Мар­ти­ро­лог свя­тых Пор­ту­га­лии» А. Ло­бо (со­став­лен­ный уже не на ла­ты­ни, а на раз­го­вор­ном пор­туг. яз.). С 14 в. из­вест­ны ор­ден­ские М., в ча­ст­но­сти М. фран­ци­скан­цев, по­слу­жив­ший, на­чи­ная с 16 в., ос­но­вой для др. ор­ден­ских М.: бе­не­дик­тин­цев и др.

Лит.: Martyrologium Hieronymianum / Ed. De G. B. Rossi, L. Duchesne. Brux., 1894; Quen­tin H. Les martyrologes historiques du moyen-âge. P., 1908; Delahaye H. Marty­ro­lo­gium Romanum ad formam editionis typicae, scholiis historicis instructum. Brux., 1940; Du­bois J. Les martyrologies du moyen-âge latinae. Turnhout, 1978; Hennig J. Medieval Ireland: saints and martyrologies. Variorum, 1989; Сер­гий (Спас­ский), ар­хи­еп. Пол­ный ме­ся­це­слов Вос­то­ка. М., 1997. Т. 1; Aigrain R. L’hagio­graphie, ses sources, ses méthodes, son histoire. Brux., 2000.

Вернуться к началу