Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́РТИНУ БОГУСЛАВ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 230

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МА́РТИНУ (Martinů) Бо­гу­слав (8.12.1890, По­лич­ка, Че­хия – 28.8.1959, Лис­таль, близ Ба­зе­ля, Швей­ца­рия; по­хо­ро­нен в По­лич­ке), чеш. ком­по­зи­тор. В 1906–13 учил­ся в Праж­ской конс. (скрип­ка, за­тем ор­ган и ком­по­зи­ция). В 1914–23 иг­рал на скрип­ке в ор­ке­ст­ре Чеш. фи­лар­мо­нии. В 1922–1923 ста­жи­ро­вал­ся по ком­по­зи­ции в Пра­ге у Й. Су­ка, влия­ние ко­то­ро­го (а так­же А. Двор­жа­ка) ощу­ти­мо в его ран­ней му­зы­ке. В 1923–40 жил в Па­ри­же, брал уро­ки у А. Рус­се­ля. Там же ис­пы­тал вли­яние твор­че­ст­ва И. Ф. Стра­вин­ско­го, ком­по­зи­то­ров «Шес­тёр­ки» (осо­бен­но А. Онег­ге­ра), ув­лёк­ся джа­зом. В 1928 на­пи­сал ор­ке­ст­ро­вую пье­су «Le jazz», Джа­зо­вую сюи­ту для 12 ин­стру­мен­тов; эле­мен­ты джа­за про­ник­ли и в круп­ные про­из­ве­де­ния: ба­лет «Ку­хон­ное ре­вю» (Пра­га, 1927), ки­но­опе­ру «Три же­ла­ния» (1929). Важ­ную роль в про­па­ган­де твор­че­ст­ва М. сыг­рал С. А. Ку­се­виц­кий, ко­то­рый в 1927 ис­пол­нил с Бос­тон­ским сим­фо­нич. ор­ке­ст­ром ур­ба­ни­стич. пье­су М. «Су­ма­то­ха» («La bagarre»), а позд­нее вы­сту­пил за­каз­чи­ком 1-й сим­фо­нии (1942) и др. со­чи­не­ний. В 1941–53 М. жил в США (гл. обр. в Нью-Йор­ке), пре­по­да­вал ком­по­зи­цию в Прин­стон­ском ун-те, в Муз. шко­ле Дей­ви­да Ман­не­са в Нью-Йор­ке, в Танг­л­ву­де. С 1953 жил во Фран­ции, Ита­лии, Швей­ца­рии.

Наи­бо­лее зна­чи­тель­ный (на­ря­ду с Л. Яна­че­ком) чеш. ком­по­зи­тор 20 в. В его со­чи­не­ни­ях тра­диц. осо­бен­но­сти чеш. му­зы­ки со­еди­ня­ют­ся с иду­щи­ми от франц. му­зы­ки то­го вре­ме­ни сдер­жан­но­стью, сти­ли­стич. чис­то­той и яс­но­стью ме­ло­дич. ри­сун­ка. В про­из­ве­де­ни­ях 1930-х гг. ска­за­лась связь с не­оклас­сициз­мом (Concerto grosso, 1937; 3 ри­чер­ка­ра для ка­мер­но­го ор­ке­ст­ра, 1938). В те же го­ды М. соз­дал ряд сце­нич. про­из­ве­де­ний, в ко­то­рых ис­поль­зо­вал чеш. фольк­лор, нар. сю­же­ты, тра­ди­ции ср.-век. те­ат­ра и прин­ци­пы итал. ко­ме­дии дель ар­те: ба­лет с пе­ни­ем «Шпа­ли­чек» (Пра­га, 1933), опе­ры «Ле­ген­ды о Ма­рии» (1935) и «Те­атр за во­ро­та­ми» (1936; обе – Брно). Творч. рас­цвет ком­по­зи­то­ра свя­зан с соз­да­ни­ем кан­та­ты «Бу­кет» (1937), Двой­но­го кон­цер­та для 2 струн­ных ор­ке­ст­ров, фп. и ли­тавр (1938), «По­ле­вой мес­сы» (1939), для ко­то­рых ха­рак­тер­ны сдер­жан­ный ли­ризм и дра­ма­тизм. Му­зы­ке М. по­сле­во­ен­ных лет свой­ст­вен­ны нос­таль­гич. на­строе­ния: 6-я сим­фо­ния («Сим­фо­ни­че­ские фан­та­зии», 1953); сим­фо­нич. по­эма «Фре­ски Пье­ро дел­ла Фран­че­ска» (1955); «мо­рав­ские» кан­та­ты на тек­сты М. Бу­ре­ша – «Ос­вя­ще­ние ис­точ­ни­ков» (1955), «Ле­ген­да, воз­ник­шая из ды­ма кар­то­фель­ной бот­вы» (1956), «Ро­манс оду­ван­чи­ков» (1957), «Ми­кеш с гор» (1959). Мно­го­лет­нее ув­ле­че­ние ре­нес­санс­ной по­ли­фо­ни­ей от­ра­зи­лось в ря­де во­каль­ных и ин­ст­ру­мен­таль­ных «мад­ри­га­лов» («5 чеш­ских мад­ри­га­лов», 1948; «Мад­ри­га­лы», 1959). Его по­след­няя опе­ра «Гре­че­ские пас­сио­ны» на сю­жет из жиз­ни греч. де­рев­ни в го­ды тур. вла­ды­че­ст­ва (либ­рет­то ав­то­ра по ро­ма­ну Н. Ка­занд­за­ки­са «Хри­ста рас­пи­на­ют вновь»; 1-я ред. 1957, 2-я ред. 1959; по­став­ле­на в Цю­ри­хе в 1961) – тра­ге­дия эпич. мас­шта­ба, под­ни­маю­щая веч­ные об­ще­че­ло­ве­че­ские те­мы.

Соч.: Domov, hudba a svět. Praha, 1966.

Лит.: Safránek M. В. Martinů: život a dílo. Praha, 1961; idem. В. Martinů domovu. Praha, 1962; Nedbal M. B. Martinů. Praha, 1965; Яру­с­тов­ский Б. Сим­фо­нии о вой­не и ми­ре. М., 1966; Гав­ри­ло­ва Н. Б. Мар­ти­ну. М., 1974; Ми­гу­ле Я. Б. Мар­ти­ну. М., 1981; Halb­reiсh H. B. Martinů: Werkverzeichnis und Bio­graphie. 2. Aufl. Mainz u. a., 2007.

Вернуться к началу