Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРАКА́ЙБО

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 75

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Соловьёв

МАРАКА́ЙБО (Maracaibo), го­род на се­ве­ро-за­па­де Ве­не­су­элы, адм. центр шта­та Су­лия. Нас. 2,63 млн. чел. (2010, с при­го­ро­да­ми око­ло 3,6 млн. чел.), 2-й по чис­лу жи­те­лей го­род стра­ны по­сле Ка­ра­ка­са. Рас­по­ло­жен на зап. бе­ре­гу про­ли­ва, со­еди­няю­ще­го оз. Ма­ра­кай­бо с Ве­не­су­эль­ским зал.; с вост. бе­ре­гом свя­зан ав­то­мо­биль­ным мос­том «Хе­не­раль Ра­фа­эль Ур­да­не­та» (1962; дли­на ок. 8,7 км, один из са­мых про­тя­жён­ных в Юж. Аме­ри­ке). Ав­то­мо­биль­ное со­об­ще­ние с важ­ней­ши­ми го­ро­да­ми се­ве­ра (трас­са Ма­ра­кай­бо – Бар­ки­си­ме­то – Ва­лен­сия – Ма­ра­кай – Ка­ра­кас) и за­па­да (Ма­ра­кай­бо – Сан-Кри­сто­баль) стра­ны. Мор. порт. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Ла-Чи­ни­та (1,4 млн. пас­са­жи­ров в 2008). Мет­ро­по­ли­тен (2006).

По­пыт­ки ос­но­вать го­род на мес­те совр. М. пред­при­ни­ма­лись в 1529 (аген­том Вель­зе­ров А. де Аль­фин­ге­ром), 1569 и 1574 (исп. ка­пи­та­на­ми А. Па­че­ко и П. Маль­до­на­до). Как по­сто­ян­ное по­се­ле­ние су­ще­ст­ву­ет с нач. 17 в. До 18 в. важ­ный ко­ло­ни­аль­ный порт, не­од­но­крат­но под­вер­гал­ся на­па­де­ни­ям пи­ра­тов. С 1899 сто­ли­ца шта­та Су­лия. Ак­тив­но раз­ви­вал­ся по­сле от­кры­тия в 1917 ме­сто­ро­ж­де­ний неф­ти. С 1966 центр ар­хи­епи­скоп­ст­ва.

Маракайбо. Панорама города. Фото Carlos

Со­хра­ни­лась за­строй­ка ко­ло­ни­аль­но­го вре­ме­ни. В цен­тре го­ро­да – ан­самбль пл. Бо­ли­вар с ка­фед­раль­ным со­бо­ром Свя­тых Пет­ра и Пав­ла (1595–1650; ре­кон­ст­рук­ция 1800–17, арх. К. Ми­ха­рес; пе­ре­стро­ен в 20 в.), двор­цом гу­бер­на­то­ра (1810–60), зда­ни­ем бан­ка (1976), па­мят­ни­ком С. Бо­ли­ва­ру (1905). Сре­ди куль­то­вых со­ору­же­ний – ча­сов­ни Кри­сто-де-Аран­са (1-я пол. 16 в.) и Сан-Хо­се-де-ла-Ма­ти­лья (1569); ц. Св. Ан­ны (1602–06), мон. Св. Фран­ци­ска (1699–1730), ба­зи­ли­ка Нуэ­ст­ра-Сень­о­ра-де-Чи­кин­ки­ра (1724–76), ц. Сан-Фе­ли­пе-Не­ри (1805–34), нео­го­тич. ц. Св. Вар­ва­ры (1861, ре­кон­ст­руи­ро­ва­на в 1957), ц. Сан-Тар­си­сио (нач. 1990-х гг.) и др. К па­мят­ни­кам гра­ж­дан­ской ар­хи­тек­ту­ры от­но­сят­ся за­мок Сан-Кар­лос (1682, арх. Ф. Ри­кар­ду; пе­ре­стро­ен в 1784, инж. К. Иса­ва); жи­лой дом Ка­са-де-Мо­ра­лес (т. н. Ка­са-де-ла-Ка­пи­ту­лась­он; кон. 17 – нач. 18 вв.), зда­ние но­вой ап­те­ки (18 в., пе­ре­строе­но в 1910), дво­рец за­ко­но­дат. со­б­ра­ния (кон. 18 в.; ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1888), ры­нок в сти­ле ар де­ко (1928–1931, арх. Л. Хут; ны­не Центр иск-ва «Лия Бер­му­дес»), зда­ние быв. ме­ж­ду­нар. аэ­ро­пор­та Гра­но-де-Оро (1925–28, ар­хи­тек­то­ры К. Р. Виль­я­ну­эва, Л. Э. Ча­танг, А. Ча­танг; ны­не – ф-т экс­пе­рим. на­ук Ун-та шта­та Су­лия).

М. – важ­ный центр нау­ки и об­ра­зо­ва­ния. Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – Мед. ака­де­мия шта­та Су­лия (1927), Центр ис­кусств Нац. ака­де­мии ис­то­рии, Су­ли­ан­ский ин-т куль­ту­ры. Ун-ты: шта­та Су­лия (1891), «Ра­фа­эль Ур­да­не­та» (1973), ка­то­лич. «Се­си­лио Ако­ста» (1983), «Ра­фа­эль Бель­о­со Ча­син» (1989), Бо­ли­ва­ри­ан­ский ун-т Ве­не­су­элы (2003), «Сан­ть­я­го Мо­ри­ньо» и др.; кон­сер­ва­то­рия. Пуб­лич­ная б-ка шта­та Су­лия, б-ки ву­зов и на­уч. уч­ре­ж­де­ний. Му­зеи: во­ен­но-ис­то­ри­че­ский «Хе­не­раль Ра­фа­эль Ур­да­не­та» (1936), совр. иск-ва шта­та Су­лия, му­ни­ци­паль­ный му­зей гра­фи­ки «Баль­ми­ро Ле­он», ан­тро­по­ло­гии и др. Те­ат­ры: «Ба­ральт» (1883; опер­ные, дра­ма­тич. по­ста­нов­ки), «Бель­яс Ар­тес» (1970). Центр иск-ва «Лия Бер­му­дес» (1978, совр. назв. с 1993). Парк «Ак­ва­ма­ния» (один из са­мых круп­ных ак­ва­пар­ков стра­ны).

Б. ч. ра­бо­таю­щих за­ня­та в сфе­ре ус­луг (фи­нан­со­вые и де­ло­вые ус­лу­ги, тор­гов­ля, транс­порт и ло­ги­сти­ка, связь и те­ле­ком­му­ни­ка­ции, гос­ти­нич­ный биз­нес, адм. ус­лу­ги). М. – вто­рой важ­ней­ший эко­но­мич. центр Ве­не­су­элы (по­сле Ка­ра­ка­са), ор­га­ни­за­ци­он­ный и об­слу­жи­ваю­щий центр круп­ней­ше­го в стра­не неф­те­до­бы­ваю­ще­го р-на Ма­ра­кай­бо. В го­ро­де раз­ме­ща­ют­ся штаб-квар­ти­ры и пред­ста­ви­тель­ст­ва ря­да ком­па­ний, дей­ст­вую­щих в об­лас­ти до­бы­чи и пе­ре­ра­бот­ки неф­ти, фирм, спе­циа­ли­зи­рую­щих­ся на раз­ра­бот­ке тех­но­ло­гич. ре­ше­ний для неф­те­до­бы­ваю­щей пром-сти (в т. ч. транс­пор­ти­ров­ки и хра­не­ния неф­ти), а так­же пред­ста­ви­тель­ст­ва ве­ду­щих нац. (Banco Indus­trial de Venezuela, Banco de Venezuela, Ban­co Republica и др.) и круп­ных иностр. бан­ков. М. – ме­сто про­ве­де­ния ря­да спе­циа­ли­зир. вы­ста­вок, в т. ч. в сфе­ре неф­те­до­бы­чи. Гру­зо­обо­рот мор. пор­та ок. 1 млн. т в год; вы­воз гл. обр. неф­те­про­дук­тов, це­мен­та, про­до­воль­ст­вия, ввоз ав­то­мо­би­лей, пром. обо­ру­до­ва­ния и др.

Осн. пром. мощ­но­сти со­сре­до­то­че­ны вдоль по­бе­ре­жья оз. Ма­ра­кай­бо (в т. ч. в при­пор­то­вой зо­не) и на юго-за­па­де го­ро­да. Про­из-во обо­ру­до­ва­ния для неф­те­до­бы­чи (на­со­сы, тру­бо­про­вод­ные сис­те­мы, бу­ро­вое обо­ру­до­ва­ние и др.), цис­терн для транс­пор­ти­ров­ки неф­те­про­дук­тов, а так­же стро­ит. и с.-х. ин­ст­ру­мен­тов, ав­то­мо­биль­ных де­та­лей и уз­лов, и др. Тра­ди­ци­он­но раз­ви­та пи­ще­вая пром-сть (вы­де­ля­ют­ся пе­ре­ра­бот­ка мя­са и мо­ло­ка, вы­пуск мяс­ных и овощ­ных кон­сер­вов, со­ков и пи­ва, му­ко­моль­ное про­из-во). Дей­ст­ву­ют пред­при­ятия по вы­пус­ку аг­ро­хи­ми­ка­тов, по­ли­эти­ле­но­вой плён­ки, пла­сти­ко­вой та­ры и упа­ков­ки, фар­ма­цев­тич. и кос­ме­тич. про­дук­ции. Це­мент­ный за­вод ком­па­нии «CEMEX Venezu­e­la, S. A. C. A.» (один из круп­ней­ших в стра­не); про­из-во ке­ра­мич. плит­ки.

К югу от М. – НПЗ «Bajo Grande» ком­па­нии PDVSA (мощ­ность 15 тыс. барр/сут).

Вернуться к началу