Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАКА́О

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 497

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров, Ю. А. Азаренко

МАКА́О, 1) ис­то­рич. на­зва­ние г. Ао­мынь, цент­ра адм. р-на Ао­мынь. Счи­та­ет­ся, что про­изош­ло от «Ама­као», пор­туг. транс­фор­ма­ции ме­ст­но­го назв. од­ной из бухт в честь бо­ги­ни А-ма (Мац­зу).

Макао. Церковь Божией Матери.

2) Комп­лекс ис­то­ри­ко-куль­тур­ных па­мят­ни­ков в ис­то­рич. цент­ре г. Ао­мынь. Вне­сён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия. Осо­бую из­вест­ность по­лу­чи­ла ц. Бо­жи­ей Ма­те­ри с се­ми­на­ри­ей Св. Пав­ла (1572–1575; начало строительства церкви в 1582, сгорела не позднее 1595, восстана­в­ли­ва­лась с 1602 итал. арх. Дж. К. Спинолой; гра­нит­ные фа­сад и ле­ст­ни­ца из 66 сту­пе­ней – 1640; по­сле по­жа­ра 1835 ос­та­лись юж. фа­сад, ле­ст­ни­ца, крип­та), круп­ней­шая хри­сти­ан­ская ц. Вост. Азии в 16–19 вв. От­дел­ка в вост. сти­ле и скульп­ту­ра вы­пол­ня­лись кит. и япон. мас­те­ра­ми. 4-уров­не­вый фа­сад (выс. 38,5 м) оформ­лен в сти­ле ма­ну­эли­но с вост. де­ко­ра­тив­ны­ми мо­ти­ва­ми, в т. ч. скульп­ту­ра­ми львов, кит. ие­рог­ли­фа­ми, ти­пич­ны­ми для япон. ис­кус­ст­ва узо­ра­ми в ви­де хри­зан­тем. Вы­де­ля­ет­ся изо­бра­же­ние жен­щи­ны, по­пи­раю­щей се­ми­гла­вую гид­ру; ие­рог­ли­фы по­яс­ня­ют, что это «Св. Бо­го­ро­ди­ца рас­тап­ты­ва­ет го­ло­вы дра­ко­на», а в ико­но­гра­фии про­сле­жи­ва­ет­ся яв­ное буд­дий­ское влия­ние. Уров­ни су­жа­ют­ся к тре­уголь­но­му, увен­чан­но­му брон­зо­вым ла­тин­ским кре­стом фрон­то­ну с сим­во­ли­зи­рую­щим Св. Дух брон­зо­вым го­лу­бем, ко­то­рый ок­ру­жён звёз­да­ми, солн­цем (сле­ва) и лу­ной (спра­ва). В со­от­вет­ст­вии с кит. на­тур­фи­ло­соф­ски­ми кон­цеп­ция­ми солн­це и ле­вая сто­ро­на пред­став­ля­ют со­бой муж­ское на­ча­ло «ян», лу­на и пра­вая сто­ро­на – жен­ское «инь». Эта цер­ковь – един­ст­вен­ный об­ра­зец мо­ну­мен­таль­но­го иск-ва с ком­би­на­ци­ей ли­тур­гич. сю­же­тов и вост. мо­ти­вов. В нач. 1990-х гг. в хо­де рас­ко­пок вскрыт фун­да­мент церк­ви, най­де­ны мно­го­числ. ут­варь, мо­щи япон. хри­сти­ан­ских му­че­ни­ков, за­хо­ро­не­ния ду­хо­вен­ст­ва, а так­же ос­тат­ки опор­ных стол­бов жи­ли­ща и ка­мен­ные из­де­лия не­оли­та.

Тра­диц. кит. ар­хи­тек­ту­ра М. пред­став­ле­на до­ма­ми, буд­дий­ско-да­ос­ски­ми хра­ма­ми (для них осо­бен­но ха­рак­тер­но при­су­щее М. сме­ше­ние сти­лей), пар­ка­ми. Часть по­стро­ек воз­во­ди­лась из се­ро­го ош­ту­ка­ту­рен­но­го и за­тем де­ко­ри­ро­ван­но­го кир­пи­ча, кры­ши по­кры­ва­лись зе­лё­ной гла­зу­ро­ван­ной че­ре­пи­цей. До­ма в юж­нокит. (лин­нань­ском) сти­ле: 2-этаж­ные зда­ния де­лят­ся на сек­ции пи­ля­ст­ра­ми, фрон­тон 1-го эта­жа за­нят двер­ным про­ё­мом, ок­на с рез­ны­ми крас­ны­ми став­ня­ми на­хо­дят­ся на 2-м эта­же. Храм «ло­то­со­во­го пи­ка» соз­да­вал­ся как да­ос­ский в 1592, в честь бо­ги­ни мо­ря Тянь­фэй (Ма­ц­зу); в на­ча­ле прав­ле­ния ди­на­стии Цин (1644–1912) гл. зал пре­об­ра­зо­ван для по­кло­не­ния бод­хи­сат­тве Гу­ань­инь; ны­не из­ве­стен и как да­ос­ский, и как буд­дий­ский храм (пос­лед­ние пе­ре­строй­ки в 1876). Кир­пич и че­ре­пи­ца ук­ра­ше­ны ри­сун­ка­ми. 3 глав­ных за­ла рас­по­ло­же­ны на од­ной го­ри­зон­таль­ной оси. В пе­ред­ней ча­сти центр. за­ла – скульп­ту­ра Мац­зу, в зад­ней – Гу­ань­инь; по сто­ро­нам – вхо­дя­щих в да­ос­ский пан­те­он ми­фич. соз­да­те­ля иеро­гли­фич. пись­ма Цзюй Юн, бо­жест­вен­но­го зем­ле­дель­ца Шэнь-нун, ду­ха вра­че­ва­ния и т. д. На тер­ри­то­рии хра­ма цин­ские чи­нов­ни­ки встре­ча­лись с тор­гов­ца­ми для со­став­ле­ния до­ку­мен­тов, в 1839 Линь Цзэ­сюй вёл пе­ре­го­во­ры с пор­ту­галь­ца­ми о борь­бе с тор­гов­лей опиу­мом. В его честь в 1989 пе­ред хра­мом возд­виг­ли ка­мен­ную ста­тую, в 1997 – ме­мо­ри­аль­ный му­зей. Храм Ма­гэ-мяо (его ча­сто на­зы­ва­ют хра­мом А-ма; 1-я пол. 16 в.) так­же по­свя­щён Мац­зу [в нём, под по­кро­ви­тель­ст­вом «ма­туш­ки А-ма», в 1557 со­стоя­лась це­ре­мо­ния пе­ре­да­чи М. под управ­ле­ние («в арен­ду») Пор­ту­га­лии]. У во­рот – буд­дий­ские скульп­ту­ры ка­мен­ных львов, во дво­ре – ка­мен­ный ба­рель­еф с изо­бра­же­ни­ем джон­ки, сим­во­ли­зи­рую­щей ко­рабль бо­ги­ни. В со­став ком­плек­са вхо­дит зал Гу­ань­инь, по­чи­та­ние ко­то­рой сли­ва­ет­ся с ме­ст­ным куль­том мор­ской бо­ги­ни – по­кро­ви­тель­ни­цы мо­ря­ков, ры­ба­ков, пи­ра­тов. Пар­ки соз­да­ны в осн. в кон. 19 – нач. 20 вв., с со­блю­де­ни­ем осн. прин­ци­пов кит. пар­ко­вой ар­хи­тек­ту­ры. Сад Лоу-Лим-Ле­ок (Лую­ань) спро­ек­ти­ро­ван в су­ч­жоу­ском сти­ле, с при­ме­не­ни­ем па­виль­о­нов и из­ви­ли­стых га­ле­рей, раз­би­ваю­щих про­стран­ст­во на отд. ком­плек­сы, с изящ­ны­ми ароч­ны­ми мос­та­ми, пе­ре­ки­ну­ты­ми над гла­дью ло­то­со­вых пру­дов, с кам­ня­ми уди­ви­тель­ной фор­мы.

При­не­сён­ные пор­ту­галь­ца­ми ев­роп. ар­хит. сти­ли (ба­рок­ко, не­оклас­си­цизм и др.), пред­став­лен­ные ря­дом церк­вей, во­ен­ных, об­ществ. и др. по­стро­ек, так­же твор­че­ски взаи­мо­дей­ст­вова­ли с ме­ст­ной тра­ди­ци­ей.

Лит.: Ли Шию­ань. Ао­мынь чжу­мин ли­ши цзянь­чжу // Вэ­ньу. 1999. № 11; Nishiya­ma M. A study of the church of St. Paul in Macao and the transformation of Portuguese architecture // Historical constructions / Ed. P. B. Lourenço, P. Roca. Guimarães, 2001.

Вернуться к началу