Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНДОЛИ́НА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 749-750

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Россиус

МАНДОЛИ́НА (итал. mandolino, умень­шит. от mandola), струн­ный щип­ко­вый ин­ст­ру­мент лют­не­во­го ти­па. Из­вес­тен в двух раз­но­вид­но­стях.

Мандолина. Я. Вермер. «Любовное письмо». Фрагмент. Ок. 1670. Рейксмюсеум (Амстердам).

М. с жиль­ны­ми (точ­нее, ки­шеч­ны­ми) стру­на­ми, по­хо­жая на ма­лень­кую ев­роп. лют­ню (име­ла на­бор­ный по­лу­сфе­рич. кор­пус, пло­скую де­ку, фи­гур­ную ро­зет­ку, 4–6 хо­ров по боль­шей час­ти двой­ных струн), бы­ла ши­ро­ко рас­про­стра­не­на в 17–18 вв. На­строй­ка тер­цо­во-квар­то­вая (с боль­шой тер­ци­ей вни­зу) или квар­то­вая. Тех­ни­ка пра­вой ру­ки ос­но­ва­на на за­щи­пы­ва­нии струн. Ран­нее ис­то­рич. назв. – ман­до­ла (итал. mandola). Пер­вые из со­хра­нив­ших­ся ин­ст­ру­мен­тов от­но­сят­ся к 17 в. (ра­бо­ты М. Сел­ла­са), из­вест­ны 2 М. ра­бо­ты А. Стра­ди­ва­ри. К 17 в. вос­хо­дят и пер­вые из­вест­ные об­раз­цы му­зы­ки, пред­на­зна­чен­ные спе­ци­аль­но для это­го ин­ст­ру­мен­та: об­ра­бот­ки тан­цев и пе­сен. С кон. 17 в. на­ря­ду с др. щип­ко­вы­ми ин­ст­ру­мен­та­ми М. вклю­ча­лась в со­став ор­ке­ст­ров при ис­пол­не­нии кан­тат, опер, ора­то­рий, ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки. Ис­поль­зо­ва­лась и в груп­пе бас­со кон­ти­нуо, и как соль­ный ин­ст­ру­мент; в 1-й пол. 18 в. ста­ла по­пу­ляр­на ария с об­ли­гат­ной М. (в опе­рах, ора­то­ри­ях). В 18 в. соль­ная му­зы­ка для М. ус­лож­ни­лась; её вер­ши­ны – круп­ные ин­ст­ру­мен­таль­ные со­чи­не­ния А. Ви­валь­ди, И. А. Хас­се (в т. ч. кон­цер­ты с уча­сти­ем од­ной и двух М.). В кон. 18 в. на та­кой М. ста­ли так­же иг­рать плек­тром. М. с квар­то­вой на­строй­кой ус­ту­пи­ла ме­сто не­апо­ли­тан­ской М., но со­хра­ни­лась до­ны­не в ви­де т. н. ми­лан­ской ман­до­ли­ны.

В сер. 18 в. скон­ст­руи­ро­ван ин­ст­ру­мент с бо­лее яр­ким и гром­ким зву­ком – т. н. не­апо­ли­тан­ская М. (на­зван по мес­ту воз­ник­но­ве­ния). Она из­на­чаль­но име­ла ме­тал­лич. стру­ны и плек­тор­ную тех­ни­ку иг­ры. Кор­пус бо­лее глу­бо­кий, чем у др. щип­ко­вых, де­ка изо­гну­тая, ре­зо­на­тор­ное от­вер­стие от­кры­тое, го­лов­ка ги­тар­но­го ти­па (кол­ки встав­ля­ют­ся с тыль­ной сто­ро­ны). Стру­ны (4 хо­ра двой­ных струн) на­страи­ва­ют­ся в квин­ту (иден­тич­но скрип­ке). Пер­во­на­чаль­но счи­та­лась про­сто­на­род­ным, «улич­ным» ин­ст­ру­мен­том. В сер. 18 в. наи­боль­ше­го влия­ния и по­пу­ляр­но­сти дос­тиг­ла во Фран­ции, хо­тя со­чи­ня­ли для М. пре­ж­де все­го неа­по­ли­тан­ские ком­по­зи­то­ры. В Па­ри­же в 1761–83 опуб­ли­ко­ва­но св. 80 сб-ков ман­до­лин­ной му­зы­ки, вклю­чав­ших со­чи­не­ния для ду­эта М., при­год­ные для лю­би­тель­ско­го му­зи­ци­ро­ва­ния; со­на­ты для М. и ба­са; во­каль­ные про­из­ве­де­ния в со­про­во­ж­де­нии М. Всплеск по­пу­ляр­но­сти М. в кон. 18 в. на­блю­дал­ся в Ав­ст­рии и Рос­сии. Дж. Паи­зи­ел­ло (в то вре­мя при­двор­ный ком­по­зи­тор в С.-Пе­тер­бур­ге) ввёл М. в опе­ру «Се­виль­ский ци­рюль­ник» (С.-Пе­тер­бург, 1782). Ус­пех этой опе­ры проч­но свя­зал зву­ча­ние М. с ак­ком­па­не­мен­том се­ре­над в ко­мич. опе­рах, что по­влия­ло, ве­ро­ят­но, и на В. А. Мо­цар­та. В 1787, го­то­вясь к по­ста­нов­ке опе­ры «Дон Жу­ан» в Пра­ге, Мо­царт вклю­чил в го­то­вую пар­ти­ту­ру кан­цо­нет­ту Дон Жуа­на с ман­до­лин­ным со­про­во­ж­де­ни­ем (3-я сце­на 2-го дей­ст­вия); на пре­мье­ре пар­тию М. иг­рал праж­ский ман­до­ли­нист Я. К. Ку­харж. Неск. со­чи­не­ний для М. на­пи­сал Л. ван Бет­хо­вен. И. Н. Гум­мель со­чи­нил ман­до­лин­ный кон­церт (1799) для вир­туо­за Б. Бор­то­лац­ци.

Не­апо­ли­тан­ская М. на­шла при­ме­не­ние в нар. прак­ти­ке в Рос­сии (за­ве­зе­на италь­ян­ца­ми в 1770-е гг.), Бе­ло­рус­сии и др. стра­нах. Во 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв. в раз­ных стра­нах ми­ра (в Ита­лии и др. стра­нах Ев­ро­пы, США, Ка­на­де, Ав­ст­ра­лии, Япо­нии) ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись ман­до­лин­ные ор­ке­ст­ры, со­стоя­щие из ин­ст­ру­мен­тов раз­ных ре­ги­ст­ро­вых раз­но­вид­но­стей.

Лит.: Tyler J., Sparks P. The early mandolin: the mandolino and the Neapolitan mandoline. Oxf., 1989.

Вернуться к началу