Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ДАБА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 412-413

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Гринберг (архитектура)

МА́ДАБА (Ма­де­ба), го­род в зап. час­ти Иор­да­нии, адм. центр му­ха­фа­зы (гу­бер­на­тор­ст­ва) Ма­да­ба. Нас. 88,7 тыс. чел. (2010). Рас­по­ло­жен в 30 км к юго-за­па­ду от Ам­ма­на, в 20 км к вос­то­ку от по­бе­ре­жья Мёрт­во­го мо­ря.

Пер­вое по­се­ле­ние на мес­те М. да­ти­ру­ет­ся ран­ним брон­зо­вым ве­ком (нач. 4-го тыс. до н. э.). Под назв. Ме­де­ва не­од­но­крат­но упо­ми­на­ет­ся в Вет­хом За­ве­те как один из го­ро­дов Моа­ва (Числ. 21:30; Нав. 13:9, 16; 1 Пар. 19:7; Ис. 15:2). Во 2 в. до н. э. – 1 в. н. э. вхо­дил в со­став На­ба­тей­ско­го цар­ст­ва, со 106 – в рим. пров. Ара­вия. В 4–8 вв. центр епар­хии (впер­вые епи­скоп М. упо­ми­на­ет­ся в дея­ни­ях IV Все­лен­ско­го со­бо­ра 451). Рас­цвет М. при­шёл­ся на 2-ю пол. 6 в., ко­гда бы­ло по­строе­но боль­шин­ст­во из­вест­ных хра­мов, бо­га­то ук­ра­шен­ных мо­заи­ка­ми. С 9 в. го­род на­чал при­хо­дить в упа­док, в 14–15 вв. окон­ча­тель­но по­ки­нут жи­те­ля­ми. Вос­ста­нов­лен ок. 1880 ара­ба­ми-хри­стиа­на­ми, пе­ре­се­лив­ши­ми­ся ту­да из Эль-Ка­ра­ка. В 1896 в М. бы­ли най­де­ны пер­вые мо­заи­ки [в т. ч. «Ма­даб­ская кар­та», древ­ней­шая из­вест­ная кар­та Ие­ру­са­ли­ма и Свя­той зем­ли (6 в.; то­по­ни­мы на греч. яз.) – см. илл. к ст. Ви­зан­тия], при­влёк­шие к го­ро­ду вни­ма­ние ар­хео­ло­гов.

Мадаба. Церковь Святого Георгия. Кон. 19 в.

Ис­то­рич. центр М. рас­по­ла­га­ет­ся вдоль др.-рим. до­ро­ги, в сев. час­ти совр. го­ро­да. От рим. вре­ме­ни со­хра­ни­лись руи­ны гроб­ни­цы и ал­та­ря Неп­ту­на. Ци­тадель, внут­ри ко­то­рой рас­по­ло­же­ны церк­ви: Про­ро­ка Илии (595–596, сохр. фун­да­мен­ты), Бо­го­ма­те­ри (796, руи­ны ро­тон­ды с об­шир­ным нар­тек­сом), Му­че­ни­ков (6 в.; аль-Ха­дир; сохр. фун­да­мен­ты). Близ ци­та­де­ли – со­бор (6 в., пе­ре­стро­ен в 20 в., ны­не ка­то­лич. ц. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля; руи­ны ка­пел­лы Му­че­ни­ка Фео­до­ра во дво­ре, 562). Руи­ны ц. Апо­сто­лов (578; по­лы ук­ра­ше­ны мо­заи­ка­ми на пас­то­раль­ные те­мы, так­же ал­ле­го­рич. изо­бра­же­ние Мо­ря; мас­тер Са­ла­ман); свет­ских по­стро­ек ви­зан­тий­ско­го и омей­яд­ско­го вре­ме­ни: «Со­жжён­ный дво­рец» (кон. 6 – нач. 7 вв.), «Зал Ип­по­ли­та» (6 в.; мо­заи­ки по­ла – сце­ны из ис­то­рии Фед­ры и Ип­по­ли­та, ал­ле­го­рии го­ро­дов и др.), «Зал Кре­ста», «Зал Вак­хи­че­ской про­цес­сии» и др. Пра­во­слав­ная ц. Св. Ге­ор­гия (воз­ве­де­на в кон. 19 в. на фун­да­мен­те 6 в.; внут­ри – «Ма­даб­ская кар­та»); жи­лые до­ма нач. 20 в. в рус­ле тра­диц. ближ­не­во­сточ­ной ар­хитек­ту­ры. Часть мо­за­ик 1–8 вв., ук­ра­шав­ших зда­ния М. и ок­ре­ст­но­стей, на­хо­дит­ся в Ар­хео­ло­гич. му­зее (1962). Шко­ла мо­за­ич­но­го де­ла и ре­став­ра­ции (1992). Ку­стар­ные про­мы­слы. Раз­ви­ва­ет­ся ту­ризм.

В 7 км к за­па­ду от М. – го­ра Не­во, с ко­то­рой, со­глас­но Вет­хо­му За­ве­ту (Втор. 34:1–5), Мои­сей уви­дел Ха­на­ан и на ко­то­рой скон­чал­ся. Хра­мо­вый ком­плекс «Ме­мо­ри­ал Мои­сея» (управ­ля­ет­ся об­щи­ной фран­ци­скан­цев), в т. ч. ос­тат­ки ви­зант. ба­зи­ли­ки и мо­на­сты­ря (4–7 вв.; мо­заи­ки – 6 в.).

Лит.: Avi-Yonah M. The Madaba mosaic map. Jerusalem, 1954; Médebielle P. Madaba et son histoire chrétienne. Jerusalem, 1987; Picciril­lo M. Chiese e mosaici di Madaba. Jerusalem, 1989; Madaba: cultural heritage. Amman, 1996.

Вернуться к началу