Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОА́В

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 559

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МОА́В, ис­то­рич. об­ласть в зап. Иор­да­нии; го­су­дар­ст­во, су­ще­ст­во­вав­шее с кон. 2-го тыс. до 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. на вост. бе­ре­гу р. Иор­дан и по­бе­ре­жье Мёрт­во­го мо­ря. Ис­то­рия М. из­ло­же­на гл. обр. в Биб­лии. Из­вест­ны так­же ас­сир. кли­но­пис­ные тек­сты, в ко­то­рых упо­ми­на­ет­ся М. Кро­ме то­го, су­ще­ст­ву­ет соб­ст­вен­но моа­вит­ский ис­то­рич. па­мят­ник, об­на­ру­жен­ный в 1868 прус. мис­сио­не­ром и пу­те­ше­ст­вен­ни­ком Ф. А. Клей­ном: вы­се­чен­ная на кам­не над­пись (Моа­вит­ский ка­мень) ца­ря М. Ме­ши (9 в. до н. э.) в оз­на­ме­но­ва­ние одер­жан­ных им по­бед над Из­ра­иль­ским цар­ст­вом. М. был на­се­лён од­ним из ха­на­ан­ских пле­мён – моа­ви­тя­на­ми. Вёл борь­бу с го­су­дар­ст­ва­ми Па­ле­сти­ны и юж. Си­рии. Со­глас­но биб­лей­ским ис­точ­ни­кам, в 11 в. до н. э. царь Са­ул, пра­ви­тель объ­е­ди­нён­но­го Из­ра­иль­ско­го цар­ст­ва, пы­тал­ся по­ко­рить моа­ви­тян и одер­жал над ни­ми по­бе­ду; царь Да­вид под­чи­нил М. и при­ну­дил его жи­те­лей вы­пла­чи­вать дань. Как сви­де­тель­ст­ву­ет над­пись на Моа­вит­ском кам­не, в 9 в. до н. э. из­ра­иль­ский царь Ом­ри (876–869) за­вое­вал М., ко­то­рый ещё со смер­тью ца­ря Со­ло­мо­на и рас­па­дом Из­ра­иль­ско­го цар­ст­ва на Се­вер­ное и Юж­ное стал не­за­ви­си­мым го­су­дар­ст­вом. Од­на­ко вско­ре, бла­го­да­ря воз­вы­ше­нию в г. Ди­бон (ны­не Ди­бан) ца­ря Ме­ши и его ус­пеш­ной борь­бе с из­ра­иль­тя­на­ми, М. стал по­ли­ти­че­ски не­за­ви­си­мым. Со 2-й пол. 8 в. М. на­хо­дил­ся под вла­стью Ас­си­рии, с 582 вхо­дил в со­став Ва­ви­ло­нии, во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. – На­ба­тей­ско­го цар­ст­ва. М. ис­пы­тал за­мет­ное влия­ние из­ра­иль­ской и фи­ни­кий­ской куль­тур. Из пан­те­о­на бо­гов, по­чи­тав­ших­ся в М., из­вест­ны вер­хов­ный бог Ке­мош, а так­же од­на из его ипо­ста­сей – Ас­тар-Ке­мош.

Лит.: Studies in the Mesha inscription and Moab. Atlanta, 1989; Routledge B. E. Moab in the Iron Age: hegemony, polity, archaeology. Phil., 2004.

Вернуться к началу