Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАГИ́СТР

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 336

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Лукичев

МАГИ́СТР (от лат. magister – пред­ста­ви­тель вла­сти, на­чаль­ник, гла­ва, учи­тель), 1) в Древ­нем Ри­ме долж­но­ст­ное ли­цо; позд­нее в Ев­ро­пе гла­ва не­ко­то­рых свет­ских и цер­ков­ных уч­ре­ж­де­ний (в т. ч. Ор­де­нов мо­на­ше­ских).

2) Вто­рая ака­де­ми­че­ская сте­пень, при­су­ж­дае­мая ли­цам, окон­чив­шим уни­вер­си­тет (или при­рав­нен­ное к не­му учеб­ное за­ве­де­ние), имею­щим сте­пень ба­ка­лав­ра и про­шед­шим до­пол­нит. курс обу­че­ния в ма­ги­ст­ра­ту­ре. В РФ – ква­ли­фи­ка­ция (сте­пень) выс­ше­го проф. об­ра­зо­ва­ния, при­су­ж­дае­мая по­сле за­вер­ше­ния про­грам­мы ма­ги­ст­ра­ту­ры и ус­пеш­но­го про­хо­ж­де­ния ито­го­вой ат­те­ста­ции. В струк­ту­ре совр. рос. выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния ква­ли­фи­ка­ция М. сле­ду­ет за ква­ли­фи­ка­ци­ей ба­ка­лав­ра и пред­ше­ст­ву­ет сте­пе­ни кан­ди­да­та на­ук. Эта ква­ли­фи­ка­ция сви­де­тель­ст­ву­ет о на­ли­чии уме­ний и на­вы­ков, при­су­щих ис­сле­до­ва­те­лю, ана­ли­ти­ку или на­чи­наю­ще­му на­уч. ра­бот­ни­ку.

В Рос­сии учё­ная сте­пень М. вве­де­на ука­зом имп. Алек­сан­д­ра I от 26.1(7.2).1803 «Об уст­рой­ст­ве учи­лищ», да­ва­ла пра­во на за­ня­тие уни­вер­си­тет­ской ка­фед­ры и на чин ти­ту­ляр­но­го со­вет­ни­ка. В со­от­вет­ст­вии с «По­ло­же­ни­ем о про­из­вод­ст­ве в учё­ные сте­пе­ни» от 20.1(1.2).1819 учё­ная сте­пень при­су­ж­да­лась по­сле сда­чи ма­ги­стер­ско­го эк­за­ме­на и за­щи­ты дис­сер­та­ции. Ис­клю­че­ни­ем яв­ля­лась при­сваи­вае­мая ду­хов­ны­ми ака­де­мия­ми сте­пень ма­ги­ст­ра бо­го­сло­вия, ко­то­рая, как и сте­пень кан­ди­да­та бо­го­сло­вия, при­суж­да­лась толь­ко по ре­зуль­та­там обу­че­ния, без за­щи­ты дис­сер­та­ции. Под­го­тов­ка к ма­ги­стер­ско­му эк­за­ме­ну за­ни­ма­ла до 4 лет. Об­щий ус­тав имп. рос. уни­вер­си­те­тов 1884 ос­та­вил толь­ко две учё­ные сте­пе­ни – М. и док­то­ра на­ук. До 1917 сте­пень М. су­ще­ст­во­ва­ла на всех фа­куль­те­тах уни­вер­си­те­тов, кро­ме ме­ди­цин­ско­го, и ли­ца, по­лу­чив­шие её, име­ли пра­во за­ве­до­вать ка­фед­рой; сте­пе­ни М. фар­ма­ции и М. ве­те­ри­на­рии бы­ли выс­ши­ми в этих от­рас­лях нау­ки. В 1917 учё­ные сте­пе­ни (М., д-ра на­ук) ли­к­ви­ди­ро­ва­ны, а в 1934 – вос­ста­нов­ле­ны (сте­пе­ни кан­ди­да­та, д-ра на­ук). В 1992 рос. уни­вер­си­те­там вновь бы­ло пре­дос­тав­ле­но пра­во осу­ще­ст­в­лять под­го­тов­ку М. За­кон 2007 «О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ак­ты РФ» ус­та­но­вил два уров­ня выс­ше­го проф. об­ра­зо­ва­ния – ба­ка­лав­ри­ат и ма­ги­ст­ра­ту­ру и яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным для всех ву­зов с 1.9.2009.

В Ве­ли­ко­бри­та­нии сте­пень М. в мо­ди­фи­цир. ви­де со­хра­ни­лась со вре­мён Сред­не­ве­ко­вья. Во 2-й пол. 19 в. она по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние в ун-тах США, в 1990-х гг. при­ня­та ев­роп. стра­на­ми в хо­де реа­ли­за­ции Бо­лон­ско­го про­цес­са и по­лу­чи­ла даль­ней­шее рас­про­стра­не­ние в стра­нах Азии, в т. ч. в КНР.

Вернуться к началу