БОЛО́НСКИЙ ПРОЦЕ́СС
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОЛО́НСКИЙ ПРОЦЕ́СС (БП), добровольное сотрудничество образовательных систем европейских стран, направленное на создание общего образовательного пространства. БП предполагает обеспечение благоприятных условий для максимально облегчённого передвижения учащихся и обладателей дипломов (квалификаций) в пределах общего пространства, углублённого взаимодействия между отдельными вузами в образовательной и исследовательской деятельности, дальнейшего расширения культурных и гуманитарных связей между участвующими странами, укрепления экономического сотрудничества на европейском континенте.
Идеи интеграции образования на европ. континенте зародились при подготовке Лиссабонской конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» (1997). Впервые они были включены в Совместную декларацию министров образования Великобритании, Германии, Италии и Франции о гармонизации европ. системы высшего образования (Париж, 25.5.1998).
На основе фундам. принципов, провозглашённых «Великой Хартией университетов» (Болонья, 18.9.1988), определены направления модернизации европ. высшего образования, изложенные в Болонской декларации от 19.6.1999, под которой подписались представители 29 государств. Одним из следствий Болонской декларации явилось широкое междунар. обсуждение задач и путей формирования к 2010 Европ. пространства высшего образования (ЕПВО). Были организованы междунар. рабочие группы, семинары и конференции, а также органы по практич. осуществлению БП. Предполагается, что после завершения создания в 2010 формальных рамок глубокого междунар. сотрудничества интеграция европ. образования в рамках БП будет продолжена на качественно новом уровне.
Болонская декларация провозгласила лозунг «Европа знаний» и сформулировала гл. цели и осн. направления формирования ЕПВО: введение нац. систем легко читаемых и сопоставимых степеней (квалификаций); переход на систему высшего образования, базирующуюся на трёх осн. уровнях (циклах): бакалавриат, магистратура и докторантура; принятие единой системы академич. кредитов (EСTS); обеспечение гарантированного качества образования за счёт усиления междунар. сотрудничества; разработка и принятие сравнимых критериев и методов контроля и оценки качества образования; внедрение Приложения к дипломам (квалификациям) единого образца; достижение безусловного признания университетами стран–участниц БП дипломов (квалификаций) и периодов обучения с использованием общепринятых методик оценки документов об образовании и механизмов принятия решения о признании; расширение студенческой мобильности; всемерное развитие института обучения в течение жизни; расширение автономных прав вузов, внедрение совр. институтского менеджмента; обеспечение привлекательности европ. образования для студентов др. стран и континентов.
РФ присоединилась к БП на конференции министров образования в Берлине в сент. 2003. В 2005 в БП участвовали 45 стран.