Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУАНГПХАБА́НГ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 85-86

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Гожева
Луангпхабанг. Панорама города. Фото Benh LIEU SONG

ЛУАНГПХАБА́НГ (Лу­анг-Пра­банг), го­род в сев. час­ти Лао­са, адм. центр од­но­им. про­вин­ции. Нас. 62,3 тыс. чел. (2010). Рас­по­ло­жен в жи­во­пис­ной, ок­ру­жён­ной не­вы­со­ки­ми го­ра­ми до­ли­не, в мес­те впа­де­ния р. Кхан в р. Ме­конг, на выс. ок. 700 м, в 425 км к се­ве­ру от Вьен­ть­я­на (свя­зан с ним ав­то­мо­биль­ной до­ро­гой). Реч­ной порт. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт.

Точ­ное вре­мя воз­ник­но­ве­ния Л. не­извест­но. В 10–13 вв. на­хо­дил­ся в зо­не влия­ния кхмер­ской им­пе­рии Кам­буд­жа­де­ша, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют об­на­ру­жен­ные в Л. ин­дуи­ст­ские и ма­хая­ни­ст­ские па­мят­ни­ки (сте­ла с 900 рель­еф­ны­ми фи­гу­ра­ми Виш­ну, ка­мен­ные скульп­ту­ры Будд и бод­хи­саттв). В 1353–1563 сто­лица пер­во­го ла­ос­ско­го гос-ва Лан­санг. В кон. 15 в. по­лу­чил назв. Л. в честь при­ве­зён­ной сю­да свя­щен­ной ста­туи Пха­банг («Зо­ло­той Буд­да»). По­сле рас­па­да Лан­сан­га в нач. 18 в. – сто­ли­ца са­мо­сто­ят. ко­ро­лев­ст­ва, во­шед­ше­го в 1893 в со­став Ин­до­ки­тая Фран­цуз­ско­го.

Луангпхабанг. Вид на холм Пхуси («Чудесную гору») со стороны вата Висун. Фото Н. А. Гожевой

На­чи­ная с 14 в., ко­гда гос­под­ствую­щей ре­ли­ги­ей в Лан­сан­ге стал буд­дизм тхе­ра­ва­ды, в Л. бы­ло по­строе­но мно­же­ст­во буд­дий­ских мо­на­сты­рей (ва­тов), из­го­тов­ле­ны сот­ни ты­сяч ста­туй будд. Б. ч. ва­тов пере­строе­на в 19–20 вв., пол­но­стью в тра­диц. ду­хе. Из 65 су­ще­ст­во­вав­ших в кон. 19 в. ва­тов со­хра­ни­лись 34. Ар­хит. до­ми­нан­та Л. – холм Пху­си («Чу­дес­ная го­ра», выс. ок. 150 м). Со­глас­но ле­ген­де, здесь Буд­да ос­та­вил след сво­ей ступ­ни, а на вер­ши­не хол­ма, увен­чан­ной по­зо­ло­чен­ной сту­пой Тём­си, ко­гда-то был про­ход к цен­тру Зем­ли. К вер­ши­не хол­ма со сто­ро­ны Ме­кон­га ве­дут 328 сту­пе­ней ста­рой ле­ст­ни­цы; от­сю­да от­кры­ва­ет­ся вид на стоя­щий у под­но­жия хол­ма кре­сто­об­раз­ный в пла­не Му­зей ко­ро­лев­ско­го двор­ца (1904–09; здесь хра­нит­ся ста­туя Пха­банг), на са­мую боль­шую сту­пу Л. – Тхат-Пат­хум (1503–04), боль­ше из­вест­ную за фор­му сво­его ку­по­ла как Тхат-Мак­мо («сту­па-ар­буз»).

Б. ч. мо­на­сты­рей Л. рас­по­ло­же­на вдоль гл. улиц, па­рал­лель­ных те­че­нию Ме­кон­га. Осн. ме­сто в них за­ни­ма­ет храм-сим, зда­ние ба­зи­ли­каль­но­го ти­па, обыч­но с ко­лон­ны­ми пор­ти­ка­ми. Клас­сич. об­раз­цом это­го сти­ля яв­ля­ет­ся храм ва­та Си­енг­тхонг (1561) в сев.-вост. час­ти Л., у быв. ко­ро­лев­ской при­ста­ни: он сто­ит на кре­сто­об­раз­ной в пла­не ка­мен­ной плат­фор­ме и име­ет ха­рак­тер­ное мно­го­слой­ное пе­ре­кры­тие; жи­во­пис­ный кас­кад слег­ка во­гну­тых че­ре­пич­ных крыш увен­чан ори­ги­наль­ной ком­по­зи­ци­ей из ма­лень­ких ступ – док со­фа («бу­кет не­бес­ных цве­тов»). Две­ри и фрон­тон ук­ра­ше­ны ба­рель­еф­ны­ми фи­гу­ра­ми ох­ра­ни­те­лей и ло­то­со­вы­ми узо­ра­ми, зад­ний фа­сад – мо­за­ич­ным пан­но с изо­бра­же­ни­ем дре­ва жиз­ни, сте­ны – чёр­но-зо­ло­ты­ми ла­ко­вы­ми ком­по­зи­ция­ми по мо­ти­вам буд­дий­ских ле­генд. Ком­плекс ва­та, ок­ру­жён­ный не­вы­со­кой ог­ра­дой с 3 вхо­да­ми, вклю­ча­ет так­же сту­пы (тха­ты), биб­лио­те­ку (хо­тай), бе­сед­ку для ба­ра­ба­на (хо­конг), хра­ми­ки для свя­щен­ных ста­туй будд (хоп­ха), жи­лые по­строй­ки для мо­на­хов (ку­ти). Сте­ны зда­ния для по­гре­баль­ной ко­лес­ни­цы ко­ро­ля Си­са­ван­гвон­га (сер. 20 в.) по­кры­ты изы­скан­ной дерев. резь­бой со сце­на­ми из «Ра­мая­ны».

Фото Н. А. Гожевой Луангпхабанг. Ступа Тхат-Патхум (Тхат-Макмо). 1503–04.

Сре­ди др. мо­на­сты­рей: Ма­но­лом с са­мой боль­шой в Л. брон­зо­вой ста­ту­ей Буд­ды (1372; раз­ру­шен в 19 в., ре­кон­ст­руи­ро­ван в кон. 20 в.); Ви­сун с боль­шой, вы­пол­нен­ной из кир­пи­ча и сту­ка ал­тар­ной скульп­ту­рой си­дя­ще­го Буд­ды (1503–1512, пе­ре­стро­ен в 1896–98); Тхат с рез­ны­ми по­зо­ло­чен­ны­ми ком­по­зи­ция­ми на две­рях и ок­нах по мо­ти­вам ска­за­ния о де­вуш­ке-пти­це Нанг Ма­но­ле (1548, ре­кон­ст­руи­ро­ван в нач. 20 в., рез­ной де­кор – 1960-е гг., скульп­тор Тхит Тан); Сен с ук­ра­шен­ным крас­но-зо­ло­ты­ми ла­ко­вы­ми ор­на­мен­та­ми хра­мом (1718); Май, имею­щий 5-ярус­ное пе­ре­кры­тие и свое­об­раз­но рас­по­ло­жен­ные (по­пе­рёк ос­нов­ной оси) пор­ти­ки (1786–1820-е гг.); Ахам, по­стро­ен­ный ря­дом со свя­ти­ли­щем ду­хов-пред­ков ла­ос­цев Пху­не и Ня­не (1822); Пак­хе, храм ко­то­ро­го на­зы­ва­ют «гол­ланд­ским» из-за изо­бра­жён­ных на две­рях ох­ра­ни­те­лей в ев­роп. кос­тю­мах 17 в. (1853), с на­стен­ны­ми рос­пи­ся­ми на те­мы «Ра­мая­ны» (1850-е гг.). Па­мят­ни­ки гражд. ар­хи­тек­ту­ры пред­став­ле­ны в Л. жи­лы­ми де­рев. по­строй­ка­ми на сва­ях тра­диц. ти­па, вил­ла­ми и до­ма­ми ко­ло­ни­аль­но­го пе­рио­да, со­че­таю­щи­ми осо­бен­но­сти ев­роп. и ла­ос­ско­го зод­че­ст­ва. 177 мо­на­стыр­ских со­ору­же­ний и 443 гражд. зда­ния Л. вклю­че­ны (как еди­ный гор. ком­плекс) в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Му­зей в быв. ко­ро­лев­ском двор­це Хау-Кхам. Ко­ро­лев­ский ба­лет Лао­са (су­щест­во­вав­шая с 14 в. труп­па рас­пу­ще­на в 1975, вновь воз­ник­ла в 2002). Еже­год­ный те­ат­раль­ный фес­ти­валь (с 1995).

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – об­слу­жи­ва­ние мно­го­числ. ту­ри­стов, гл. обр. ино­стран­ных (ок. 1 млн. чел. в год) – из Таи­лан­да, Син­га­пу­ра, Вьет­на­ма, го­су­дарств ЕС, а так­же из США, Ки­тая и др. Разви­ва­ют­ся гос­ти­нич­ный, рес­то­ран­ный, экс­кур­си­он­ный биз­нес, тор­гов­ля су­ве­ни­ра­ми и др. Пред­при­ятия швей­ной, пи­ще­вой пром-сти; ре­мёс­ла.

В ок­ре­ст­но­стях Л. – пе­щер­ные хра­мы Тхам-Тинг, где со­б­ра­но св. 4 тыс. ста­туй будд.

Лит.: Boun Souk T. Louang Phrabang. 600 ans d’art bouddhique lao. P., 1974; Оже­гов С. С., Про­ску­ря­ко­ва Т. С., Хо­анг Дао Кинь. Ар­хи­тек­ту­ра Ин­до­ки­тая. М., 1988; Parmentier H., Giteau M. L’art du Laos. P., 1988. Vol. 1–2; Bounthieng S. Luang Prabang et son art. P., 1994; Trésor de Luang Prabang / Ed. H. Rat­tanavong, B. Siripaphanh, P. Gay. Vientiane, 2000; Heywood D. Ancient Luang Prabang. Bang­kok, 2006.

Вернуться к началу