Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕВ XIII

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 103

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. С. Токарева

ЛЕВ XIII (Leo), Вин­чен­цо Джо­ак­ки­но Печ­чи (Vincenzo Gioacchino Pecci) [2.3.1810, Кар­пи­не­то-Ро­ма­но, деп-т Рим, Фран­ция (ны­не Ита­лия) – 20.7.1903, Рим], па­па Рим­ский (с 1878).

Про­ис­хо­дил из ари­сто­кра­тической се­мьи. Изу­чал фи­ло­со­фию, тео­ло­гию и пра­во в Кол­ле­гии ие­зуи­тов в Ви­тер­бо (1818–24), в Рим. кол­ле­гии (ны­не Гри­го­ри­ан­ский ун-т; 1824–32), в рим. Ака­де­мии цер­ков­ной зна­ти и в Рим. ун-те «Са­пи­ен­ца» (окон­чил в 1837). В 1837 ру­ко­поло­жен в свя­щен­ни­ки. В 1838–42 апо­столь­ский де­ле­гат в Бе­не­вен­то, Спо­ле­то и Пе­руд­же. В янв. 1843 на­зна­чен нун­ци­ем в Бель­гии и 19 февр. ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­пы, по­лу­чил ти­тул ар­хи­епи­ско­па Дамь­ет­ты (ны­не Думь­ят, Еги­пет). В 1846–1877 ар­хи­епи­скоп Пе­руд­жи, в 1853 воз­ве­дён в дос­то­ин­ст­во кар­ди­на­ла. Его пас­тор­ские по­сла­ния «Цер­ковь и XIX в.» (1876) и «Цер­ковь и ци­ви­ли­за­ция» (1877 и 1878) име­ли боль­шой об­ществ. ре­зо­нанс во мно­гих стра­нах Ев­ро­пы. При­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в Ва­ти­кан­ском I со­бо­ре. В 1877 на­зна­чен кар­ди­на­лом-ка­мер­лен­го, по­сле смер­ти Пия IX из­бран па­пой Рим­ским (20.2.1878), ин­тро­ни­зо­ван 3.3.1878.

По­ли­ти­ка Л. XIII бы­ла на­прав­ле­на на вос­ста­нов­ле­ние ав­то­ри­те­та Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви в об­ще­ст­ве и ос­но­вы­ва­лась на при­зна­нии реа­лий Ев­ро­пы кон. 19 в. Это­му бы­ла по­свя­ще­на уже его 1-я эн­цик­ли­ка «Inscrutabili Dei con­silio» (1878). Пон­ти­фи­кат Л. XIII ха­рак­те­ри­зо­вал­ся за­мет­ным улуч­ше­ни­ем взаи­мо­от­но­ше­ний Свя­то­го Пре­сто­ла со мно­ги­ми го­су­дар­ст­ва­ми Ев­ро­пы и Аме­ри­ки: бы­ли вос­ста­нов­ле­ны ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ния с Рос­си­ей (1894), по­ло­жен ко­нец по­ли­ти­ке «Куль­тур­кампф» в Гер­ма­нии. Л. XIII пред­при­ни­мал по­пыт­ки мир­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния «рим­ско­го во­про­са» (см. в ст. Ва­ти­кан) с пра­ви­тель­ст­вом Ита­лии и при­зы­вал франц. ка­то­ли­ков к при­зна­нию рес­пуб­ли­кан­ско­го строя.

Наи­бо­лее важ­ным ито­гом пон­ти­фи­ката Л. XIII ста­ла вы­ра­бот­ка со­ци­аль­но­го уче­ния ка­то­лич. церк­ви (эн­цик­ли­ки «Im­mortale Dei», 1885, «Rerum no­va­rum», 1891, «Graves de communi re», 1901, и др.). В его ос­но­ву лег­ли хри­сти­ан­ская кон­цеп­ция дос­то­ин­ст­ва че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, осу­ж­де­ние экс­плуа­та­ции, ан­ти­ли­бе­раль­ная кон­цеп­ция гос-ва, ко­то­рое, со­глас­но Л. XIII, долж­но взять на се­бя функ­цию раз­ре­ше­ния со­ци­аль­ных про­блем. В про­грам­ме Л. XIII при­сут­ст­во­ва­ли идеи со­труд­ни­че­ст­ва клас­сов и за­щи­ты ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти как не­отъ­ем­ле­мой час­ти ес­теств. прав че­ло­ве­ка.

Но­вы­ми эле­мен­та­ми т. н. вос­точ­ной по­ли­ти­ки пап­ст­ва ста­ли от­каз от стрем­ле­ния к ла­ти­ни­за­ции Вост. ка­то­лич. церк­вей (см. Уни­ат­ст­во) и ук­ре­п­ле­ние их ре­ли­ги­оз­ных и куль­тур­ных тра­ди­ций. Это­му во­про­су бы­ло по­свя­ще­но боль­шое чис­ло до­ку­мен­тов, в т. ч. эн­цик­ли­ки «Grande munus» (о свя­тых Ки­рил­ле и Ме­фо­дии, 1880), «Praeclara gratula­tio­nis» (о вос­со­еди­не­нии пра­во­слав­ных и ка­то­ли­ков, 1894), «Orientalium digni­tas» (о Вост. ка­то­лич. церк­вах, 1894) и др. В об­лас­ти мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти Л. XIII при­зы­вал к ак­ти­ви­за­ции уси­лий для пре­одо­ле­ния раб­ст­ва во всех фор­мах и к фор­ми­ро­ва­нию кли­ра из ме­ст­но­го на­се­ле­ния (эн­цик­ли­ки «Sancta Dei Civitas», 1880, «In Plurimis», 1888, «Catholicae Ecclesiae», 1890, «Ad extre­mas Orientis Oras», 1893).

Стре­мясь пре­одо­леть су­ще­ст­во­вав­шую эк­лек­ти­ку в ре­лиг. об­ра­зо­ва­нии, Л. XIII пред­ло­жил то­мизм в ка­че­ст­ве уни­фи­ци­ро­ван­ной кон­цеп­ту­аль­ной ос­но­вы фи­ло­соф­ских и бо­го­слов­ских дис­ци­п­лин (эн­цик­ли­ка «Aeterni Patris», 1879), ре­ор­га­ни­зо­вал рим. Ака­де­мию Фо­мы Ак­вин­ско­го. По­кро­ви­тель­ст­во­вал раз­ви­тию на­ук, осо­бен­но тео­ло­гии, биб­леи­сти­ки и биб­лей­ской ар­хео­ло­гии, а так­же ес­теств. на­ук; в ча­ст­но­сти, вос­ста­но­вил Ва­ти­кан­скую об­сер­ва­то­рию (1888). В 1880 от­крыл для ис­сле­до­ва­те­лей Тай­ный ва­ти­кан­ский ар­хив, позд­нее уч­ре­дил Ко­мис­сию кар­ди­на­лов по изу­че­нию ис­то­рии, Шко­лу па­лео­гра­фии, спо­соб­ст­во­вал рас­ши­ре­нию и по­пол­не­нию Биб­лио­те­ки Ва­ти­ка­на. Иностр. поч. чл. Петерб. АН (1895).

По­хо­ро­нен в Свя­то­го Пет­ра со­бо­ре, в 1924 его ос­тан­ки бы­ли пе­ре­не­се­ны в ба­зи­ли­ку Сан-Джо­ван­ни-ин-Ла­те­ра­но.

Изд.: Leonis XIII pontificis maximi. acta. Ro­ma, 1881–1905. Vol. 1–23; Allocutiones, Epis­tulae et Constitutiones. Bruges, 1887–1911. Vol. 1–8; Пап­ские по­сла­ния Льва XIII, Пия XI и Пия XII о по­ло­же­нии тру­дя­щих­ся. Рим, 1942; La Chiesa e la civiltа̀. Lettere pastorali del 1877 e del 1878. Perugia, 1991.

Лит.: Toniolo G. L’ereditа̀ di Leone XIII. Tr­e­visto, 1903; Tardini D. La dottrina sociale cat­tolica nei documenti di Leone XIII. Roma, 1928; Leo XIII and the modern world / Ed. E. T. Gargan. N. Y., 1961; Hurton G. Il proble­ma dell’Unione sotto il pontificato Leoniano: di Leone XIII ed i teologi ortodossi. Roma, 1965; Wallace L. P. Leo XIII and the rise of socialism. Durham, 1966; Piolanti A. Il tomis­mo come filo­so­fia cristiana nel pensiero di Leo­ne XIII. Vaticano, 1983; Prudhomme C. Stra­tégie missionnaire du Saint-Siège sous Lèon XIII. Rome, 1994; Рос­сия и Ва­ти­кан в кон­це XIX – пер­вой чет­вер­ти XX в. СПб., 2003.

Вернуться к началу