Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́ЧЕНС ЛЮТИЕНС ЭДВИН ЛАНДСИР

Авторы: Н. И. Фролова

ЛА́ЧЕНС, Лю­ти­енс (Lutyens) Эд­вин Ланд­сир (29.3.1869, Лон­дон – 1.1.1944, там же), англ. ар­хи­тек­тор. Учил­ся в ху­дож. шко­ле при Юж­но-Кен­синг­тон­ском му­зее (1885–87). В 1887 по­сту­пил уче­ни­ком в ар­хит. мас­тер­скую «Джордж и Пе­то» (Лон­дон). В 1889 по­лу­чил за­каз на про­ект за­го­род­но­го до­ма Крук­сбе­ри в граф­ст­ве Сур­рей и от­крыл собств. ар­хит. бю­ро в Лон­до­не. В 1890-е – нач. 1900-х гг. воз­во­дил за­город­ные ре­зи­ден­ции в рус­ле нац. ро­ман­тиз­ма (дом ланд­шафт­но­го ди­зай­не­ра Г. Дже­килл, со­труд­ни­чав­шей с Л. в этот пе­ри­од, – Ман­стед-Вуд в Сур­рее, 1896; Ди­не­ри-Гар­ден в Берк­шире, 1899–1902). Не­ко­то­рые ра­бо­ты Л. от­ме­че­ны влия­ни­ем сти­ля мо­дерн, в ча­ст­но­сти «шко­лы Глаз­го» (дом Овер­ст­ранд-холл в Нор­фол­ке, 1899–1901). С нач. 1900-х гг. Л. соз­да­вал про­ек­ты за­го­род­ных до­мов-«зам­ков» (за­мок Дро­го в Де­во­не, 1910–32). То­гда же Л. об­ра­тил­ся к клас­сич. ар­хи­тек­ту­ре, пер­во­на­чаль­но в рам­ках эк­лек­тиз­ма (ин­терь­ер до­ма Литл-Та­кем в Сус­сек­се, 1902).

По­во­рот Л. к не­оклас­си­циз­му от­ра­жён в про­ек­те име­ния Хит­кот в Йорк­шире (1906), ори­ен­ти­ро­ван­ном на об­раз­цы зод­чест­ва мань­е­риз­ма. В 1908 Л. бы­ло по­ру­че­но про­ек­ти­ро­ва­ние цен­тра «при­го­ро­да-са­да Хем­п­стед» на се­ве­ро-вос­то­ке Лон­дона, где он соз­дал пло­щадь с дву­мя церк­вами, в ко­то­рых клас­сич. эле­мен­ты со­еди­не­ны с фор­ма­ми нац. ро­ман­тиз­ма (1908–11). Для Йо­хан­нес­бур­га (ны­не – ЮАР) Л. спро­ек­ти­ро­вал в фор­мах нео­клас­си­ки зда­ние Нац. га­ле­реи (сей­час Му­ни­ци­паль­ная га­ле­рея ис­кусств, 1911–36; про­ект Л. реа­ли­зо­ван не пол­но­стью) и Ме­мо­ри­ал пол­ка Ранд в ви­де три­ум­фаль­ной ар­ки (1911). В 1912 Л. на­зна­чен ар­хи­тек­то­ром Пла­ни­ро­воч­ной ко­мис­сии Де­ли для раз­ра­бот­ки ген­пла­на но­вой сто­ли­цы Брит. Ин­дии Нью-Де­ли. Его фор­маль­ное ре­ше­ние ос­но­ва­но на пла­не П. Ш. Лан­фа­на для Ва­шинг­то­на, а так­же на иде­ях «го­ро­да-са­да» Э. Хоу­ар­да: рав­но­сто­рон­ний тре­уголь­ник по­де­лён на сек­ции ши­ро­ки­ми про­спек­та­ми. К по­строй­кам Л. в Нью-Де­ли от­носят­ся дво­рец ви­це-ко­ро­ля (1912–30; ны­не дво­рец пре­зи­ден­та Ин­дии «Раш­тра­па­ти Бха­ван»), три­ум­фаль­ная ар­ка «Во­ро­та Ин­дии» (Все­ин­дий­ский во­ен. ме­мо­ри­ал; 1931), в ко­то­рых ис­поль­зо­ва­ны прин­ци­пы клас­сич. ар­хи­тек­ту­ры и эле­мен­ты тра­диц. ин­дий­ско­го зод­че­ст­ва, и др.

Э. Лаченс. Мемориал «Пропавшим без вести на Сомме». Тьепваль (Франция). 1927–32.

В 1917 Л. на­зна­чен ар­хи­тек­то­ром Ко­мис­сии им­пер­ских во­ен. за­хо­ро­не­ний. Он соз­дал ме­мо­ри­ал по­гиб­шим в 1-й ми­ро­вой вой­не «Ке­но­таф» в Лон­до­не (1919–20), в ко­то­ром про­яви­лось стрем­ле­ние Л. к гео­мет­ри­за­ции и уп­ро­ще­нию клас­сич. форм; раз­ра­бо­тал пла­ны 126 во­ен. клад­бищ во Фран­ции, а так­же ме­мо­риа­ла «Про­пав­шим без вес­ти на Сом­ме» (1927–32, Тьеп­валь); соз­дал ти­по­вые про­ек­ты «Боль­шо­го во­ен­но­го кам­ня» – па­мят­ни­ка для клад­бищ Ве­ли­ко­бри­та­нии. В 1920–30-е гг. Л. спро­ек­ти­ро­вал ряд по­стро­ек в рус­ле не­оклас­си­циз­ма (фа­сад кон­тор­ско­го зда­ния «Бри­тан­ник ха­ус» в Лон­до­не, 1920–24; зда­ние по­соль­ст­ва Ве­ли­ко­бри­та­нии в Ва­шинг­то­не, 1927–28), а так­же – под влия­ни­ем ар де­ко (мно­го­квар­тир­ный дом на Пейдж-стрит в Лон­до­не; фи­ли­ал Мид­ленд-бан­ка в Ман­че­сте­ре; оба 1929). С 1929 ра­бо­тал над про­ек­том ка­то­лич. со­бо­ра Ли­вер­пу­ля (реа­ли­зо­ва­на толь­ко крип­та, 1933–1940), со­еди­нив­шим идею цен­трич. со­бо­ра эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния с мо­ти­ва­ми др.-рим., ро­ман­ской, ви­зант. ар­хи­тек­ту­ры. С 1938 и до сво­ей смер­ти Л. за­ни­мал пост пре­зи­ден­та Ко­ро­лев­ской АХ. В 1918 воз­ве­дён в ры­цар­ское дос­то­ин­ст­во.

Лит.: Hussey C. The life of Sir E. Lutyens. L., 1950. Woodbridge, 1984; Butler A. S. G. The architecture of Sir E. Lutyens. L., 1950. Wood­bridge, 1984. Vol. 1–3; O’Neill D. Sir E. Lu­tyens country houses. L., 1980; Irving R. G. Indian summer: Lutyens, Baker, and imperial Delhi. L.; New Haven, 1981; Inskip P. E. Lu­tyens. L., 1986; Brown J. Gardens of a golden afternoon: the story of a partnership, E. Lu­tyens & G. Jekyll. L., 1994; Skelton T. J., Glid­don G. Lutyens and the Great War. L., 2008.

Вернуться к началу