Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУСТУ́РИЦА ЭМИР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 462

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Плахов
Кадр из фильма «Чёрная кошка, белый кот». Режиссёр Э. Кустурица. 1998.

КУСТУ́РИЦА Эмир (р. 24.11.1954, Са­рае­во), серб. ре­жис­сёр, сце­на­рист, ак­тёр, му­зы­кант. Из му­сульм. серб. се­мьи. В 1978 окон­чил ки­но­шко­лу в Пра­ге. Со­циа­ли­стич. эпо­ха, с ко­то­рой бы­ла свя­за­на юность К., на­шла от­ра­же­ние в его ранних филь­мах «Ты пом­нишь Дол­ли Белл?» (1981, пр. Мкф в Ве­не­ции) и «Па­па в ко­ман­ди­ров­ке» (1985, пр. Мкф в Кан­не). В сво­их фан­тас­ма­го­рич. или гро­те­ск­но-ко­мич. кар­ти­нах К. опи­ра­ет­ся на ре­аль­ную ос­но­ву, от­да­вая пред­поч­те­ние гру­бым сто­ро­нам нар. жиз­ни, пол­ной стра­сти, жес­то­ко­го юмо­ра и по­эзии. Центр. те­мой ф. «Вре­мя цы­ган» (др. назв. «Дом для по­ве­шения», 1988, пр. Мкф в Кан­не) ста­ло тра­гич. про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду бы­том цы­ган­ской об­щи­ны и ев­роп. ци­ви­ли­за­ци­ей. В 1990-е гг. се­мья К. бе­жа­ла из Са­рае­ва. В 1992–95 К. ра­бо­тал в Па­риже, Бел­гра­де. В 1995 соз­дал исполненный горечи сюр­реа­ли­стич. ки­но­ро­ман о судь­бе рас­па­даю­щей­ся Юго­сла­вии «Под­по­лье» (гл. пр. Мкф в Кан­не; К. в ро­ли тор­гов­ца ору­жи­ем). «Ле­вая» франц. кри­ти­ка на­зва­ла фильм «про­серб­ским», об­ви­нив К. в не­по­лит­кор­рект­но­сти. В 1998 К. по­ста­вил под­чёрк­ну­то апо­ли­тич­ный раз­вле­ка­тель­ный ф. «Чёр­ная кош­ка, бе­лый кот» (пр. Мкф в Ве­не­ции), в ко­то­ром ис­то­рия сча­ст­ли­вой люб­ви ра­зы­гра­на на ко­ло­рит­ном фольк­лор­ном фо­не с ко­ме­дий­ны­ми гэ­га­ми и цы­ган­ской му­зы­кой. В ф. «Жизнь как чу­до» (2004, К. так­же ав­тор му­зы­ки) сно­ва воз­ник­ла за­трону­тая уже в «Под­по­лье» те­ма вой­ны и про­ти­во­стоя­щей ей люб­ви. Мар­ги­на­ли­за­цию бал­кан­ской те­мы от­ра­зил соз­дан­ный в кит­че­вом сти­ле ф. «За­вет» (2007). Раз­ви­ваю­щее тра­ди­ции сре­ди­зем­но­мор­ской куль­ту­ры твор­че­ст­во К. в то же вре­мя сви­де­тель­ст­ву­ет о влия­нии рус. про­зы (М. Горь­ко­го, И. Э. Ба­бе­ля) и ки­не­ма­то­гра­фа (Анд. А. Тар­ков­ско­го).

В 2008 К. вы­пус­тил до­ку­мен­таль­ный ф. «Ма­ра­до­на гла­за­ми Кус­ту­ри­цы», про­ник­ну­тый ан­ти­гло­ба­ли­ст­ски­ми на­строе­ния­ми. Сре­ди др. филь­мов: «Не­вес­ты при­хо­дят» (т/ф, 1979), «Сны Ари­зо­ны» (1993, пр. Мкф в Бер­ли­не), до­ку­мен­таль­ный ф. «Во­семь ис­то­рий от Эми­ра Кус­ту­ри­цы» (2001). Снял­ся в филь­мах: «Валь­тер за­щи­ща­ет Са­рае­во», «13 ию­ля», «Эр­ма­но» и др. В 1980-е гг. пре­по­да­вал ки­но­ре­жис­су­ру в Ко­лум­бий­ском ун-те. Уча­ст­ник рок-груп­пы «The No Smoking Orchestra».

Лит.: Bouineau J.-М. Le petit livre de E. Kus­turica. P., 1994; Vecchi P. E. Kusturica. Ro­ma, 1999; Пла­хов А. С. Все­го 33. Звeзды со­вре­мен­ной ре­жис­су­ры. Вин­ни­ца, 1999; Zeko D. T., Ka­rajlic N. E. Kusturica and The No Smoking Orchestra. [Крагуjевац], 2007.

Вернуться к началу