Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУСМАКЕ́Р КАУСЕМАКЕР ЭДМОН ДЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 459

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

КУСМАКЕ́Р, Кау­се­ма­кер (Coussemaker) Эд­мон (Шарль Эд­мон Ан­ри) де (19.4.1805, Бай­ёль, деп-т Нор – 10.1.1876, Лилль), франц. му­зы­ко­вед, из­да­тель. Изу­чал пра­во в Па­ри­же (1825–30), ра­бо­тал ад­во­ка­том, с 1858 су­дья в Лил­ле. Брал ча­ст­ные уро­ки у Ф. Пел­лег­ри­ни (пе­ние), Ж. Пайе и А. Рей­хи (ком­по­зи­ция). Один из пер­вых ис­сле­до­ва­те­лей му­зы­ки зап.-ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья, изу­чал муз. ин­ст­ру­мен­та­рий эпо­хи, со­би­рал ста­рин­ные муз. ру­ко­пи­си и сис­те­ма­ти­че­ски за­ни­мал­ся их транс­крип­ци­ей. Из­дал ПСС Ада­ма де ла Аля, ли­тур­гич. дра­мы, цер­ков­ные пес­но­пе­ния (cantus planus), флам. нар. пес­ни. Ав­тор ис­сле­до­ва­ний о гар­мо­нии и кон­тра­пунк­те 12–14 вв. Со­хра­ня­ет цен­ность под­бор­ка (в 4 тт.) ср.-век. и ран­не­ре­нес­санс­ных трак­та­тов о му­зы­ке «Но­вая се­рия пи­са­те­лей о му­зы­ке Сред­них ве­ков» («Scriptorum de mu­sica medii ævi novam seriem...». P., 1864–1876), из­дан­ная К. как до­пол­не­ние ан­то­ло­гии М. Гер­бер­та. Ру­ко­пи­си отд. со­чи­не­ний и муз. трак­та­тов, пе­ре­дан­ных в тру­дах К., позд­нее бы­ли ут­ра­че­ны, что де­ла­ет его из­да­ния уни­каль­ным ис­то­рич. ис­точ­ни­ком. На­гра­ж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на.

Соч. и нот­ные изд.: Histoire de l’harmonie au moyen-âge. P., 1852; Chants populaires des flamands de France. Gand, 1856; Drames litur­giques du moyen-âge. P., 1860; Les harmo­nistes des XIIe et XIIIe siècles. Lille, 1864; Œuvres complètes du trouvère A. de la Halle, poésies et musique. P., 1872.

Лит.: Ле­бе­дев С. Към про­бле­ма за ав­тор­ст­вото [на трак­та­ти­те] в сбор­ни­ци­те на Гер­берт и Кус­ма­кер // Му­зи­кал­ни хо­ри­зон­ти. 1987. № 7; Bernhard M. Clavis Coussemakeri // Quellen und Studien zur Musiktheorie des Mit­telalters. Münch., 1990.

Вернуться к началу